Новейшие гигантские эксплозивно-обвальные лавины катастрофических извержений вулкана Шивелуч на Камчатке

Рис. 5 Начальной предпосылкой, по мнению автора, во многом определившей тип и динамику извержения 1964 г., послужило то, что возникший

Новейшие гигантские эксплозивно-обвальные лавины катастрофических извержений вулкана Шивелуч на Камчатке

Информация

Геодезия и Геология

Другие материалы по предмету

Геодезия и Геология

Сдать работу со 100% гаранией
са. [30].

2.Была ли гигантской грубообломочная лавина 1854 г.?

Рис. 10 По аналогии с 1964 г. допускается, что предыстория подготовки извержения 17-18 февраля 1854 г. началась после происшедшего в 1430 г. (~500 14С л.н.) катастрофического извержения вулкана Молодой Шивелуч, с которым связано образование предшествующей, самой крупной в голоцене, грубообломочной лавины, а также выбрасывалась тефра и формировались пирокластические потоки [30].

За последующие ~200 лет в почвенно-пирокластическом чехле (ППЧ) зафиксированы следы только одного умеренного извержения ~40014C л.н. - андезитовая пемзовая тефра, следящаяся лишь в юго-восточном секторе подножия вулкана в долине р.Кабеку. Поэтому предполагается, что это извержение было преимущественно эксплозивным.

Около 1650 г. (265+ 1814С л.н., AD 1641(1652)1663) произошло мощное извержение, маркированное индексом SH1 [30]. Было выброшено большое количество ювенильной андезитовой пирокластики, частично отложенной в виде нормально стратифицированной во всех секторах вулкана пемзовой тефры объемом ~0,5-0,6 км3 (рис.10), а также пошедшей на формирование самых протяженных (до 23 км от эруптивного центра) в голоцене пирокластических потоков.

В 200-летнем интервале между 1650 г. и первым документированным извержением Молодого Шивелуча 17-18 февраля 1854 г. было еще 2-3 слабых и умеренных извержения. Они запечатлены в разрезах подножия вулкана в виде маломощных горизонтов тефры, отложений небольших пирокластических потоков и пирокластических волн. Как показывает исторический опыт [15,18 и др.], подобные следы связаны на вулкане Молодой Шивелуч с возникновением и ростом экструзивных куполов. Точный возраст этих куполов и создавших их извержений пока никем не определен. Хотя начало одного из извержений можно условно датировать 1719 годом, так как С.П.Крашенинников при описании своего пути 2-14 января 1739 г. из Верхнего в Нижний Камчатский острог отмечал, что: "... остался вправе Шевелич... очень высокой камень и вострой, из самой ее верхушки дым идет... дым пошел из него лет за двадцать перед сим..." [12, с.564]. Приведенная цитата позволяет также предположить, что вулкан Шивелуч проявлял повышенную активность (или слабо извергался) и в 1739 г.

В обзоре А.А.Меняйлова [18] (по публикациям A.Perrey, K.Sapper и В.С.Кулакова) указывается, что извержения Шивелуча происходили еще в 1790 г. - эксплозивное, и между 1790 и 1810 гг. - выбрасывались рыхлые продукты. В "Каталоге действующих вулканов Камчатки" В.И.Влодавца и Б.И.Пийпа извержения датируются 1793 г. и, со ссылкой на А.Гумбольдта, между 1790 и 1810 гг. Г.С.Горшков [4] считает все эти даты весьма сомнительными, тем более, что дата 1793 г., по его мнению, вообще ошибочная, так как A.Perrey в своей работе приводит дату 1790 г.

Извержение 1854 г. описано в двух публикациях [7,11]. В более ранней из них [11] это описание сделано попутно, через 26 лет после извержения, в статье, посвященной Ключевскому вулкану. Там утверждается, что "Заречная сопка "Сивелыч"... в 1855 г. так сильно горела, что половина ее разрушилась и своими громаднейшими камнями счистила весь лес у подножья, а река (Камчатка, примечание автора), сломавши лед, пошла" [11, с.110]. Это описание явно сделано со слов очевидцев, так как Г.С.Горшков [4] отметил ошибочность приведенной даты: 1855, а не 1854.

В [7] К.Дитмар, бывший в 1851-1854 гг. на Камчатке, и тоже, по сообщению очевидцев, писал: "В ночь с 17 на 18 февраля 1854 г. вершина самого северного вулкана полуострова Шивелуча... ввалилась со страшным грохотом, и ... началось сильное извержение этого вулкана ... Шивелуч, который на памяти человека никогда еще не имел извержения и разве только немного дымился, теперь вошел в полную силу. Еще до этой катастрофы, в октябре и декабре 1853 г. Шивелуч сильнее курился на своей северной стороне, а теперь со всех сторон текли книзу потоки лавы, доходившие почти до р.Еловки. Вулканический песок и пепел падали в таком значительном количестве, что у лежащей напротив деревни Ключей снег был покрыт ими на целый фут, а дождь тонкого пепла наблюдался даже в Тигиле" [7, с.572].

Г.С.Горшков [4] обратил внимание на две неточности в последней публикации: о явном преувеличении мощности выпавшей в Ключах тефры (1 фут) и лавовых потоках, которых не было. По его мнению, первичная мощность тефры не превышала там 10-15 см, поскольку он считал, что в почвенном разрезе современного г.Ключи этот пепел в спрессованном виде имеет мощность всего 4-5 см. Более того, сейчас однозначно установлено, что упомянутый Г.С.Горшковым верхний четкий пепловый горизонт в ППЧ здесь вообще не связан с извержением 1854 г., а является более древним - SH1 [30], отложенным около 1650 г. Пепла же 1854 г. в Ключах вообще не найдено, несмотря на тщательность проведенных поисков. Не обнаружен он и на левом берегу р.Камчатка против г.Ключи.

Из этого следует, что пеплопад в описываемом районе был намного слабее даже того, который допускал Г.С.Горшков. По-видимому, в работе К.Дитмара допущена опечатка. Не исключено, что там вместо 1'' (одного дюйма) ошибочно было напечатано 1' (т.е. 1 фут). Справедливость такого предположения подтверждается еще и тем, что в книге А.А.Меняйлова [18], по данным O.Herz, указывается, что при извержении 1854 г. пепел был разнесен широкой полосой на 400 верст, а в Ключах он лег слоем толщиной в 3 см. Последняя цифра нам представляется вполне реальной, если учесть, что зимой на снегу обычно измеряется не истинная мощность тефры, а толщина загрязненного ею верхнего слоя снега. Понятно тогда, почему тефра 1854 г. отсутствует в районе г.Ключи на обоих берегах р.Камчатка: она, вероятно, имела слишком малую (<1 см) настоящую первичную мощность, чтобы после таяния снега образовать самостоятельный прослой в почвенно-пирокластическом чехле.

Однако тефра большой мощности и крупности (грубозернистый пемзовый песок с разноразмерным гравием) извержения 1854 г. обнаружена автором на противоположных, (северных) склоне и подножии вулканического массива Шивелуч. Так, на поверхности концевой части современного ледника в долине ручья 2-ой Ледниковый (11 км к ССВ от эруптивного центра) мощность тефры равна 30-40 см. Это примерно соответствует мощности тефры ноябрьского извержения 1964 г. вулкана Шивелуч по оси пеплопада на таком же расстоянии. Ниже по течению ручья 2-ой Ледниковый в северном и северо-восточном направлениях мощность и крупность тефры постепенно падают.

Основываясь на полученных данных и исторических свидетельствах (факт выпадения тефры в с.Тигиль, примерно 200 км к северо-западу от вулкана Молодой Шивелуч), можно заключить, что зона пеплопада извержения 1854 г. имела в плане сложную конфигурацию. Главная ее ось, маркированная выпадением грубой тефры, была ориентирована на северо-восток, а более тонкая тефра сносилась на северо-запад (в сторону с.Тигиль) и на юго-запад в район г.Ключи. Общий объем тефры извержения 1854 г. был, вероятно, в первом приближении сопоставим с таковым тефры извержения 1964 г. (0,3 км3) или несколько превышал его.

На этом аналогия между извержениями 1854 и 1964 гг., по-видимому, кончается. Во-первых, проведенными исследованиями [30] не обнаружено якобы возникшей тогда громадной обломочной лавины, которую предполагал Г.С.Горшков, принимая во внимание "катастрофический" характер описаний извержения 1854 г. в цитированных выше публикациях. Что касается фрагментов обломочной лавины за внешним краем обломочной лавины 1964 г., то она - более старая, и возникла, по данным тефрохронологического датирования, около 1430 г. Не найдено и больших пирокластических потоков соответствующего возраста. Под вопросом остается и образование двухкилометрового [4] кратера в ходе извержения 1854 г., если нет ассоциирующейся с ним громадной обломочной лавины.

Поэтому следует скорректировать и представление о типе и масштабе извержения 1854 г., которое по Г.С.Горшкову [4, с.31]: "... было более мощным, чем извержение 1964 г., и было сопоставимо с извержением вулкана Безымянного в 1956 г. или, быть может, превосходило его". По полученным данным, главный продукт извержения 1854 г. - ювенильная пемзовая тефра андезитового состава. Ее объем, вероятно, был заключен в интервале 0,3-0,5 км3, если судить по измеренным мощностям и площади зоны пеплопада. Возможно, что начальный этап извержения сопровождался частичным разрушением привершинной части ("... вершина... ввалилась...", "... половина ее разрушилась...", см. выше) и образованием сравнительно небольших по объему обломочных лавин, в том числе и раскаленных, по классификации Г.С.Горшкова. Нельзя исключать и возникновения пирокластических потоков, но далеко не выходивших за пределы привершинной части вулкана.

Таким образом, вопрос о масштабе извержения 1854 г. решается относительно просто: по своим параметрам оно явно слабее извержения 1964 г. Только объем его тефры равен или несколько превышает таковой 1964 г., объем же пород обломочной лавины и пирокластических потоков намного меньше. Как была разрушена (субвертикальный или направленный взрывы, обвал) извержением 1854 г. вершинная часть Молодого Шивелуча, остается до сих пор неясным, так как "провал вершины" можно связать как с направленным или субвертикальным взрывами, так и с обвалом.

3. Гигантская обломочная лавина ~1430 г. и ее предыстория

Рис. 11 "Отсчет времени" для подготовки условий образования обломочной лавины ~1430 г. начался с 970 г., когда отложилась предшествующая обломочная лавина - одна из самых обширных (>100 км2) и большеобъемных (~2 км3) в голоцене [30]. Породы последней имеют характерный красновато-розовый цвет, выделяющий ее среди других подобных образований подножия вулкана Молодой Шивелуч.

Первое зафиксированное в разрезах извержение рассматриваемого интервала имело место через

Похожие работы

<< < 1 2 3 4 5 6 > >>