Нестор Летописец

Преп. Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2&action=edit&redlink=1>. Юношей он пришел к преп. Феодосию <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&action=edit&redlink=1> и

Нестор Летописец

Доклад

История

Другие доклады по предмету

История

Сдать работу со 100% гаранией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ

 

Введение

 

Не́стор (ок. 1056 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1056> - 1114 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1114>) - древнерусский летописец <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86>, агиограф <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F> конца XI <http://ru.wikipedia.org/wiki/XI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> - начала XII вв. <http://ru.wikipedia.org/wiki/XII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>, монах Киево-Печерского монастыря <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0>.

Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BB%D0%B5%D1%82>», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9> и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%BB_%D0%90%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC> имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Текст Повести временных лет в составе Ипатьевской летописи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C> начинается с безымянного упоминания ее автора - черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>, датируемого XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в Житии преподобного Антония <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>, составленном несколько позже и основанного на устных монастырских преданиях.

Из самой Повести временных лет известно, что в конце XI в. Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%86%D1%8B> на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется.

Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B5_%D0%B8_%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5>» и «Житие Феодосия Печерского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE>».

Канонизирован <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> (преподобный <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9> Нестор Летописец) в Русской православной церкви <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8>; память - 27 июля по Юлианскому календарю <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C>. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%9F%D0%B5%D1%87%D1%91%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0>.

 

1. Биография и начало жизни в монастыре

 

Преп. Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2&action=edit&redlink=1>. Юношей он пришел к преп. Феодосию <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&action=edit&redlink=1> и стал послушником <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA&action=edit&redlink=1>. Постриг будущего летописца преемник преп. Феодосия, игумен Стефан <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BD_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&action=edit&redlink=1>. По Греческому церковному правилу поступающие в монастырь <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C&action=edit&redlink=1> три года остаются на испытании, а посвящаемому в диакона <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD&action=edit&redlink=1> следует быть не меньше 25 лет. И преп. Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором удостоен он и сана диаконского, не раньше 1078 <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=1078&action=edit&redlink=1> года.

В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам:

«Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0&action=edit&redlink=1>; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные - вареное зелие, другие - только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&action=edit&redlink=1>; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%85&action=edit&redlink=1>, утешали его и по великой любви делили епитимию <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%95%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1> одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли игумену <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%98%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD&action=edit&redlink=1>, кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью».

Блаженный Нестор, под влиянием таких примеров, под управлением таких наставников, при своей ревности к подвижничеству, спешно возрастал в духовной жизни. Как было глубоко смирение <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&action=edit&redlink=1> его, - это видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия; или окаянным, с грубым и неразумным сердцем, Нестором грешным. Если напоминает он другим о нужде покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%91%D0%BE%D0%B3&action=edit&redlink=1>, то спешит обратиться к себе самому с укоризной. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти св. Бориса и Глеба <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%B8_%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1&action=edit&redlink=1>, говорит он: «бысть плач в граде, а не радость, грех наших ради... В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни».

Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. А о его высокой духовной жизни говорит и то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника <http://ru.orthodoxwiki.org/index.php?title=%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0,_%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&action=edit&redlink=1>(впоследствии Новгородского святителя).

 

. Первые произведения

 

Быть монахом в средневековье вовсе не означало оградиться от мира. Студийский устав, который был введён на Руси (и в частности в Печерском монастыре), даже обязывал монахов основывать библиотеки, учебные заведения, госпитали, богадельни и прочие структу

Похожие работы

1 2 >