Некоторые проблемы комплексной правовой охраны нематериального историко-культурного наследия и имплементация положений Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия 2003 года

При обсуждении вопроса о ратификации Конвенции некоторые государства посчитали определение «нематериального наследия» несколько односторонним. Т.М.Гудима, например, отмечает: «в России сложности,

Некоторые проблемы комплексной правовой охраны нематериального историко-культурного наследия и имплементация положений Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия 2003 года

Информация

Юриспруденция, право, государство

Другие материалы по предмету

Юриспруденция, право, государство

Сдать работу со 100% гаранией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ ЮНЕСКО ОБ ОХРАНЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 2003 ГОДА

 

В Хартии Земли, одобренной 14 марта 2000 года Международной комиссией по Декларации Земли (ЮНЕСКО, Париж), сказано: «наше культурное разнообразие является бесценным наследием, и различные культуры найдут свои особые пути для реализации этого мировоззрения». Наиболее ярко культурное разнообразие выражено в нематериальном историко-культурном наследии, поскольку именно в нем отражены вековые традиции народов. В условиях глобализации сохранность нематериального культурного наследия играет все большую роль в самоидентификации человека, сохранении его прошлого, поскольку все процессы в жизни взаимосвязаны. Недаром фраза «Кто не знает своего прошлого, тот не узнает своего будущего» (средневековый философ Султан Санжар) давно стала народной мудростью.

Вопросы сохранности нематериального историко-культурного наследия являются наиболее сложными с практической точки зрения, а законодательная база Республики Беларусь в данной области с одной стороны достаточно обширна, а с другой - не носит конкретного характера.

Вопросами правовой охраны нематериального историко-культурного наследия занимались немногие юристы-исследователи Республики Беларусь. Наиболее значительный теоретический и практический вклад в решение вопросов охраны историко-культурного наследия в нашей стране в целом внесли И.Э.Мартыненко [1] и И.Л.Петрик [2]. К сожалению, правовым вопросам сохранности (охраны) непосредственно нематериального историко-культурного наследия пока уделяется недостаточно внимания.

Прежде всего, необходимо отметить, что сохранение историко-культурного и духовного наследия является одной из обязанностей государства (ст. 15 Конституции Республики Беларусь). Среди основных нормативных правовых актов, регулирующих в Республике Беларусь отношения в области охраны нематериального культурного наследия, можно указать законы Республики Беларусь от 9 января 2006 года «Об охране историко-культурного наследия в Республике Беларусь» [3]; от 12 декабря 2005 года «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» [4]; от 4 июня 1991 года «О культуре в Республике Беларусь» [5]; от 6 октября 1994 года «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» [6]; от 9 июля 1999 года «О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь» [7]. Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия 2003 года (далее - Конвенция) вступила в силу для Республики Беларусь 20 апреля 2006 г. [8].

В Республике Беларусь после ратификации Конвенции, несмотря на ряд обязательств, взятых на себя государством, медленно решаются возникшие проблемы, среди которых принципиально важной с методологической точки зрения является уточнение понятия нематериального культурного наследия. Во-первых, возникает вопрос о соотношении понятий «нематериальное культурное наследие» (Конвенция) и «нематериальные историко-культурные ценности» (Закон). В частности, нематериальное культурное наследие должно передаваться от поколения к поколению, постоянно воссоздаваться сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формировать у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Во-вторых, Конвенция предусматривает обеспечение жизнеспособности нематериального культурного наследия, а не только его простую фиксацию и сохранение зафиксированного. В связи с этим возникает вопрос о применимости понятия «аутентичный» в отношении нематериального культурного наследия.

Кроме того, для Республики Беларусь актуальны как минимум следующие организационно-правовые проблемы:

) разработка и принятие общей политики, а предпочтительнее - самостоятельного закона об охране нематериального историко-культурного наследия;

) составление регулярно обновляемого перечня(ей) нематериального культурного наследия, имеющегося на территории Республики Беларусь, по инициативе и при участии местных сообществ;

) внесение предложений для Репрезентативного списка нематериального культурного наследия человечества (ст. 16 Конвенции);

) внесение предложений для Списка нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране (ст. 17 Конвенции);

) внесение взносов в целевой Фонд нематериального культурного наследия (ст. 26 Конвенции);

) выделение из республиканского (а не только местного) бюджета определенных средств, направленных на сохранение и обеспечение жизнеспособности нематериальных историко-культурных ценностей, предусмотрев в том числе систему льготирования прибыли, полученной от такой деятельности, в том числе при осуществлении ремесленной и прочей деятельности;

) определение или создание компетентного органа по охране нематериального культурного наследия;

) содействие научным, техническим и искусствоведческим исследованиям, а также разработке научно-исследовательских методологий с целью эффективной охраны нематериального культурного наследия, в частности нематериального культурного наследия, находящегося в опасности;

) принятие соответствующих юридических, технических, административных и финансовых мер, направленных на:

содействие созданию или укреплению учреждений по подготовке кадров в области управления нематериальным культурным наследием, а также передаче этого наследия через форумы и пространства, предназначенные для его представления и выражения;

обеспечение доступа к нематериальному культурному наследию при соблюдении принятой практики, определяющей порядок доступа к тем или иным аспектам такого наследия;

создание учреждений (государственных), занимающихся документацией по нематериальному культурному наследию, и облегчение доступа к ним;

) принятие программ в области образования, повышения осведомленности и информирования общественности, в частности молодежи; конкретных программ в области образования и подготовки кадров, предназначенных для соответствующих сообществ и групп; проведение мероприятий по укреплению потенциала в области охраны нематериального культурного наследия, связанных, в частности, с вопросами управления и научных исследований; неформальных способов передачи знаний;

) информирование общественности об опасностях, угрожающих такому наследию, а также о мероприятиях, осуществляемых во исполнение Конвенции;

) содействие образованию по вопросам охраны природных пространств и памятных мест, существование которых необходимо для выражения нематериального культурного наследия;

) работа с общественными организациями, занимающимися сохранением нематериального историко-культурного наследия.

В число наиболее сложных проблем входит так называемая терминологическая проблема, связанная с определением понятия «нематериальные историко-культурные ценности». При этом следует отметить, что сами понятия «культура», «история», «ценности», являющиеся ключевыми для сохранения наследия, не имеют четких и однозначных определений. Например, приводимые в словарях определения культуры (можно насчитать до 500 определений) отражают прежде всего тот факт, что культура - это результат духовной деятельности, а следовательно, она присуща только человеку.

При изучении феномена культуры, важного для понимания нематериального наследия, «духовного культурного наследия», представляется оправданным в первую очередь обратиться к таким отраслям знаний, как культурология и философия (аксиология). Тем более что пересечение понятий «культура» и «ценности» заложено уже в самих их определениях. Такое изучение должно стать самостоятельной темой исследований, имеющих междисциплинарный характер (правовой, культурологический, философский, аксиологический и пр.). Культурология, в частности, появилась именно как системный взгляд на культуру. Такой системный подход важен и для понимания сущности нематериального наследия. «Культура - сложная саморазвивающаяся система. Но она сама является одной из подсистем более сложной системы - общества. Следовательно, культура как система, как целостность существует и развивается в связи с обществом и в зависимости от общества…» [9, с. 70]. Системный подход позволяет прежде всего выделить две основные формы культурной деятельности - материальную и духовную.

Понятие «материальная культура» было введено антропологами и этнографами, понимавшими под материальной культурой характерные черты культуры традиционных обществ. В дальнейшем этим понятием стали определять всю материально-практическую деятельность человека и ее результаты: орудия труда, жилища, предметы обихода и пр. [9, с. 71, 72]. «Духовная культура», в свою очередь, охватывает сферу сознания, распределения, потребления духовных ценностей (наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, религия, мифология и др.). Вполне очевидно, что границы между различными сферами культуры и ее формами весьма условны [9, с. 73].

В рамках же этой статьи обратимся пока только к противоречиям, возникшим с определением нематериального культурного наследия в Республике Беларусь после ратификации Конвенции.

В соответствии с действующим законодательством «историко-культурное наследие - совокупность наиболее отличительных результатов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях» (ст. 1 Закона). В свою оче

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>