Музыкальная культура раннего средневековья. Лад и тональность

Наряду с определенным стилем псалмодирования очень рано возникает и другой вид христианской музыки - гимны (псалмы). В противоположность псалмодии, свободной

Музыкальная культура раннего средневековья. Лад и тональность

Информация

Разное

Другие материалы по предмету

Разное

Сдать работу со 100% гаранией

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:

 

Музыкальная культура раннего средневековья. Лад и тональность

 

Музыкальная культура раннего средневековья

 

Для развития всей европейской культуры переход от античности к средневековью был колоссальным переломом глубокого исторического значения. Каковы бы ни были культурные, идеологические связи между поздней античностью и началом средневековья, культура античного мира в ее типичных, высоких образцах и определяющаяся культура раннего средневековья принципиально отличны. Творчество греческих трагиков - и произведения христиан-писателей, создания античных скульпторов и росписи христианских базилик. В одном случае - глубокий жизненный драматизм, питаемый горячей любовью ко всем проявлениям человека, в другом - дидактическое отрицание всех ценностей земной жизни.

Переход от античности к средневековью был переходом к новой социально-экономической формации, к феодализму.

Поскольку Рим в начале н.э. (1-2вв.) сосредоточил по своей властью огромную территорию, сфера античных влияний могла к этому времени стать достаточно широкой, но по той же причине сама позднеантичная культура вобрала в себя самые разнообразные культурные слагаемые. Значение Рима для новой культуры было надолго подорвано. Все же не связи с античностью, а отличия от нее выступают на первый план в начале новой эпохи.

Средневековье развивалось из совершенно примитивного состояния - пишет Энгельс - оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию…и начало во всем с самого начала. Единственное что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию городов. Как следствие, образование приняло преимущественно богословный характер. Политика и юриспруденция, как и все остальные науки, превратились в простые отрасли богословия.

С одной стороны существовало церковное профессиональное искусство, постепенно объединившее различные страны, а с другой - развивалось народное, местное искусство, постепенно проникавшее в церковное искусство. Таким образом, признавалась церковью и фиксировалась лишь одна область средневекового искусства. Светское искусство той эпохи мы знаем по позднейшим памятникам.

Христианская музыкальная культура распространялась вместе с христианством с Востока, из эллинистической Иудеи. Истоки ранне-христианского музыкального искусства уходят к древнееврейской, синагогальной псалмодии, к старинным сирийским, коптским напевам.

Псалмодирование было одним из новых элементов христианской музыкальной культуры. Но еще более важным оказалось влияние мелизматических стилей Сирии и Египта на христианское искусство.

С Востока ведут свое происхождение такие древние исполнительские приемы христианского пения, как антифон (противопоставление двух хоровых групп) и респонзорий (пение соло и «ответы» хора). Антифон был известен в Александрии уже в 1в.; его вводила в обычай христианская секта терапевтов. Но еще ранее антифон сложился в Сирии и Палестине. С 4в. он стал обычным приемом у христиан, и его основание приписывалось даже миланскому епископу Амвросию (4в.).

Наряду с определенным стилем псалмодирования очень рано возникает и другой вид христианской музыки - гимны (псалмы). В противоположность псалмодии, свободной от собственно музыкальных закономерностей, гимны представляли собой музыкально-поэтические произведения, подчиняющиеся в своем развитии именно музыкальным основам. Гимны исполнялись как ритмически организованные, структурно завершенные мелодии, связанные с поэтическим стихотворным текстом. Расцвет христианского гимнотворчества относится к 4в., когда христианство приобретает смысл государственной религии. Гимны распеваются в еретических сектах, а с другой стороны вводятся в церковь. Крупнейшими создателями гимнов в 4в. были Арий - в Александрии, Ефрем Сирин - в Сирии, Иларий из Пуатье - в Галии, епископ Амвросий - в Милане, а затем его ученики Августин и Пруденций. Многие напевы гимнов были признаны церковью и частично вошли в грегорианский антифонарий.

В 4в. христианская церковь знала также мелизматическое сольное пение. Здесь певцу предоставлялась свобода импровизации. На одно слово alleluja приходились обширные мелодические пассажи. Это были просто радостные, экстатические возгласы певцов. Отсюда возникло и название мелизматических песнопений - «юбиляция» («восхваления»).

 

Лад и Тональность

 

Гамма - это звуки лада, расположенные подряд.

Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы:

 

Слоговые обозначенияДоРеМиФаСольЛяСиСиbБуквенные обозначенияCDEFGAH*B*Тринскрипция[цэ][дэ][е][эф][гэ][а][ха][бэ]

В американской системе буквенной нотации для обозначения Си - используется В, а Сиb - Bb

 

Другие обозначениямажорминордиез (#)бемоль (b)дубль-бемоль (x)дубль-диез (bb)БуквенныеDur*moll*is**es**isis**eses**Транcкрипция[дур][моль][ис][эс][исис][эсэс]

При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой буквой: A-Dur = A, c-moll = c **При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты, например: C + is = Cis (До-диез), D + es = Des (Ре-бемоль). Исключения: Ля-бемоль = As, Ми-бемоль = Es, Си-бемоль = B

 

Лады

 

Лад - это 2 группы звуков - устойчивые и неустойчивые - которые взаимосвязаны между собой. В европейской культуре наиболее употребимы 7-ступенные лады, построенные подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть постоены от любого из 12-ти звуков темперированной системы.

·Мажорный лад (мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучие

·Минорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля) Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие

 

 

Неустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.

 

Ладовые разновидности мажора и минора

 

·Гармонический

·Мажор гармонический - понижается VI ступень (VIb) Минор гамонический - повышается VII ступень (VII#)

·Мелодический

·Мажор мелодический - понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb) Минор мелодический - при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#, VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступени натурального минора.

Тональность - это высота лада.

Какие бывают тональности:

·одноименные (имеющие общую Тонику): До-мажор и до-минор

·параллельные (имеющие одинаковое количество ключевых знаков): До-мажор и ля-минор

·энгармонически равные (одинаковые по высоте (звучанию), различные по написанию): До-мажор и Си#-мажор

·родственные тональности (тональности, тонические трезвучия которых расположены на ступенях данного лада: это будут Т, S, D и их параллельные тональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре)

 

Лады народной музыки и другие

 

1.ионийский = мажор

2.дорийский = минор + #VI (высокая VI)

3.фригийский = минор + bII (низкая II)

4.лидийский = мажор + #IV (высокая IV)

5.миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII)

6.эолийский = минору

7.локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника - уменьшенное трезвучие)

Простой способ запомнить лады народной музыки - это построить их подряд от всех нот До-мажора:

 

 

Особые лады

 

Пентатоника - пятиступенный лад в котором отсутствуют полутона. В мажоре - без IV и VII ступеней В миноре - без II и VI ступеней

Хроматическая гамма (хромо - цвет) - это гамма состоящая из 12 звуков расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано).

Правила построения хроматической гаммы: Мажор вверх - все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается Мажор вниз - все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), VI повышается Минор вверх - все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается Минор вниз - также как и одноименный мажор.

 

Порядок ключевых знаков

 

Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях. Например, в Ля-мажоре 3 диеза: фа#-до#-соль#, а в Си-мажоре 5 диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#

Порядок диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#

 

Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb

 

 

Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки - действуют на все произведение), либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации - действуют до конца такта).

Случайные знаки бывают двух видов:

Альтерация - это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.

Хроматизм - это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном ладу, то есть выходящее за рамки лада.

Знаки альтерации - изменяют высоту звука:

·Диез (#) - повышает звук на пол тона

·Бемоль (b) - понижает звук на пол тона

·Дубль-диез (x) - повышает звук на тон

·Дубль-бемоль (bb) - понижает звук на тон

·Бекар () - отменяет предыдущие знаки альтерации

Способы облегчения определения и запоминания тональностей:

Диезные тональности -

Похожие работы

1 2 >