Музыкальная балетная реформа П.И. Чайковского

%20%d0%bd%d0%b0%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b0%d1%82%d1%8c%20%d0%bc%d1%83%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d1%83%20%d0%ba%20%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82%d1%83%20"%d0%9e%d0%b7%d0%b5%d1%80%d0%be%20%d0%bb%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%b9"%20%d0%b2%201875%20%d0%b3%d0%be%d0%b4%d1%83.%20%d0%ad%d1%82%d0%be%20%d0%b1%d1%8b%d0%bb%20%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b9%20%d0%be%d0%bf%d1%8b%d1%82%20%d0%b2%20%d0%be%d0%b1%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b8%20%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d0%bc%d1%83%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b8.%20%d0%9f%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d1%83%d1%8e%d1%89%d0%b8%d0%b5%20%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b8%d0%b7%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20-%20"%d0%a1%d0%bf%d1%8f%d1%89%d0%b0%d1%8f%20%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%86%d0%b0"%20%d0%b8%20"%d0%a9%d0%b5%d0%bb%d0%ba%d1%83%d0%bd%d1%87%d0%b8%d0%ba"%20-%20%d0%b1%d1%8b%d0%bb%d0%b8%20%d1%82%d0%b0%d0%ba%d0%b6%d0%b5%20%d0%bd%d0%b0%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b0%d0%bd%d1%8b%20%d0%bf%d0%be%20%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d1%83%20%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b0%20(%d0%bf%d0%b5%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b1%d1%83%d1%80%d0%b3%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be),%20%d0%bd%d0%be%20%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%8f%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%ba%20%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%bc%20%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0%d0%bc%20%d0%b6%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d0%b8%20%d0%b8%20%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0%20%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bf%d0%be%d0%b7%d0%b8%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0.>Великие русские композиторы не брались за сочинение балетов. И не потому, что они не любили или не ценили русскую хореографию!

Музыкальная балетная реформа П.И. Чайковского

Информация

Культура и искусство

Другие материалы по предмету

Культура и искусство

Сдать работу со 100% гаранией

Министерство образования и науки

Казахский государственный женский педагогический университет

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат

на тему: «Музыкальная балетная реформа П.И. Чайковского»

 

 

 

Выполнила:студентка 1 курса заочного

Ладушкина А.В.

Проверила: к.п.н., и.о. доцента

Николаева Л.А.

 

 

 

 

Алматы 2011 г.

Содержание

 

Введение

.Музыкальная балетная реформа П.И. Чайковского

.«Лебединое озеро»

Заключение

 

Введение

 

Балет как искусство танца (хореографии) известен в России очень давно. Высокого подъема достигло балетное искусство в первой четверти XIX века, когда постановки знаменитого балетмейстера Ш. Дидло, исполнение талантливых танцовщиц Е. Истоминой, Е. Телешевой, А. Ивановой и других приобрели огромную известность. Танцевальное искусство русских балерин отличалось поэтической одухотворенностью, что придавало русскому балету особую прелесть. Пушкин, создавший в первой главе "Евгения Онегина" портрет танцующей Истоминой, подчеркнул выразительность русского балета: "Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полет? Все обозреватели и критики, писавшие о русском балете, не находят слов для похвал красоте и выразительности танцев.

Однако музыка играла в балетных спектаклях чисто служебную роль. Ее назначение состояло в том, чтобы предоставить танцовщикам возможность четко и ритмично танцевать. Ни о какой выразительности или драматизме балетной музыки не могло быть и речи.И композиторы, писавшие музыку к балетам, были всего лишь хорошими ремесленниками, не более. Самыми известными балетными композиторами в середине XIX века были Л. Минкус, Ц. Пуньи и Ю. Гербер. Их перу принадлежали многочисленные балетные партитуры, написанные по заказу театров и под строгим надзором балетмейстеров. Балетмейстер, то есть постановщик танцев в балете, был главным распорядителем музыки, он определял, сколько тактов музыки и какие ритмы нужны ему для каждой сцены, требовал от композиторов прежде всего несложной и ритмически ясной мелодии, не заботясь особенно о качестве музыки.

%20%d0%bd%d0%b0%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b0%d1%82%d1%8c%20%d0%bc%d1%83%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d1%83%20%d0%ba%20%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82%d1%83%20"%d0%9e%d0%b7%d0%b5%d1%80%d0%be%20%d0%bb%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%b9"%20%d0%b2%201875%20%d0%b3%d0%be%d0%b4%d1%83.%20%d0%ad%d1%82%d0%be%20%d0%b1%d1%8b%d0%bb%20%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b9%20%d0%be%d0%bf%d1%8b%d1%82%20%d0%b2%20%d0%be%d0%b1%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b8%20%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d0%bc%d1%83%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b8.%20%d0%9f%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d1%83%d1%8e%d1%89%d0%b8%d0%b5%20%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b8%d0%b7%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20-%20"%d0%a1%d0%bf%d1%8f%d1%89%d0%b0%d1%8f%20%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%86%d0%b0"%20%d0%b8%20"%d0%a9%d0%b5%d0%bb%d0%ba%d1%83%d0%bd%d1%87%d0%b8%d0%ba"%20-%20%d0%b1%d1%8b%d0%bb%d0%b8%20%d1%82%d0%b0%d0%ba%d0%b6%d0%b5%20%d0%bd%d0%b0%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b0%d0%bd%d1%8b%20%d0%bf%d0%be%20%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d1%83%20%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b0%20(%d0%bf%d0%b5%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b1%d1%83%d1%80%d0%b3%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be),%20%d0%bd%d0%be%20%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%8f%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%ba%20%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%bc%20%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0%d0%bc%20%d0%b6%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d0%b8%20%d0%b8%20%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0%20%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bf%d0%be%d0%b7%d0%b8%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0.">Великие русские композиторы не брались за сочинение балетов. И не потому, что они не любили или не ценили русскую хореографию! Просто они не хотели попасть в зависимость от балетмейстера. Зато в операх балетные сцены занимали видное место. Истоками, питавшими балетное творчество Чайковского, были балетные сцены в операх Глинки и других классиков. Большое влияние на его балеты оказали также симфонические произведения Глинки, и прежде всего лирический "Вальс-фантазия". Хорошо знал Чайковский и развившийся в середине века французский романтический балет, который он высоко ценил (в особенности "Жизель" Адана). Но основным источником создания новаторских балетных партитур была его собственная работа в области оперного и симфонического творчества. Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику. Музыкальный критик Герман Августович Ларош, товарищ Чайковского по Петербургской консерватории, вспоминая о своем знакомстве с Чайковским, пишет, что "взгляд на балет как на отдельный род искусства, равноправный с другими, у него был вполне определенный даже в первый год нашего знакомства" (1862). М.И. Чайковский, написавший после смерти композитора его большую трехтомную биографию, свидетельствует, что Чайковского в балете особенно привлекала фантастическая сторона. Большинство балетов, шедших на русских сценах во времена молодости Чайковского, имело фантастический сюжет. Это было время, когда роскошь и красота постановок, эффектные превращения, перемены декораций делали балетный спектакль восхитительным феерическим зрелищем. Любя балет и хорошо зная его, Чайковский охотно согласился на предложение дирекции московского Большого театра <http://www.belcanto.ru/bolshoi.html> написать музыку к балету "Озеро лебедей" в 1875 году. Это был его первый опыт в области балетной музыки. Последующие балетные произведения - "Спящая красавица" и "Щелкунчик" - были также написаны по заказу театра (петербургского), но относятся к последним годам жизни и творчества композитора.

 

1. Музыкальная балетная реформа П.И. Чайковского

 

Уже в "Лебедином озере" Чайковский осуществил коренную реформу балетного спектакля, заключавшуюся прежде всего в изменении роли музыки. У Чайковского музыка стала основным компонентом, определяющим весь спектакль. Вместо разрозненных танцевальных номеров Чайковский создал поэтичное и целостное произведение, подчиненное главной идее лирического сюжета. Он использовал в балете плоды собственных завоеваний в оперном творчестве: выразительные лейтмотивы, симфонические эпизоды, сцены-диалоги. Музыка "Лебединого озера" оказалась на одном уровне с лучшими его операми и симфоническими творениями.

Чайковский не пошел по пути уничтожения традиционных балетных форм (сюита классических танцев и сюита национально-характерных танцев; Адажио с вариациями для танцовщицы и танцовщика; "танец-действие", развивающий сюжет балета; большой общий номер с участием кордебалета; пантомима-сцена, в которой не танцуют, а объясняются при помощи мимики и пластичных жестов). Чайковский использовал в своих балетах все эти формы, но вдохнул в них новое большое содержание. При этом основой лирического действия у него стала большая сцена-диалог, так называемый "танец-дуэт". В этих эпизодах он создал чудесную лирическую музыку, в которой выражалась глубокая внутренняя сущность сюжета. Композитор не отказался ни от классических, ни от характерных танцев, но органически включил их в развитие сюжета. Так, в "Лебедином озере" в сцене встречи принца Зигфрида с принцессой лебедей Одеттой окружающие их подруги танцуют классические танцы; в сцене обольщения принца коварной Одиллией использована сюита национально-характерных танцев. Очень большое значение в балетах Чайковского приобрел "танец-действие", оказавший влияние на все другие формы. Можно сказать, что и Другие танцы отчасти стали "танцем-действием". Большие вальсы и другие номера, в которых участвует кордебалет, Чайковскому удалось поднять на небывалую художественную высоту. Наконец, пантомима у Чайковского сопровождается настолько выразительной музыкой, что мимика и жесты танцовщиков служат лишь иллюстрацией к ней, тогда как прежде музыка играла роль фона. В балетной музыке проявилась одна из сторон большого и многогранного дарования композитора, не нашедшая широкого применения в произведениях других жанров,- удивительная изобретательность при воплощении фантастических образов. Все три балета Чайковского основаны на сказочных сюжетах. Но, считая фантастику принадлежностью именно балетного жанра и почти отказавшись от этого элемента в опере, Чайковский воплотил сказочные образы реалистически.

Оставаясь и в балете художником-гуманистом, он в сюжетах наивных народных сказок видел глубокий жизненный и философский смысл. Герои волшебных балетов в его глазах были живыми, реальными людьми, он щедро одарил их душой и чувствами человека. Поэтому не только сказочные герои-люди, но и заведомо фантастические существа (например, фея Сирени в "Спящей красавице") понятны и близки всем благодаря человеческим свойствам характеров. Сочетание чудесного, необыкновенного, сказочного и лирического, душевного придает музыке балетов Чайковского неповторимую прелесть и очарование.

балет чайковский лебединое озеро

2. «Лебединое озеро»

 

Чайковскому достаточно было лишь сюжетной схемы «Лебединого озера» для того, чтобы создать глубоко содержательное и цельное музыкальное произведение. Ибо либретто содержало излюбленный композитором драматический мотив: борьба человека против сил, сковывающих жизнь, неудержимый любовный порыв, как устремление к наивысшей человечности и красоте. Образность, психологическая глубина, эмоциональная насыщенность музыки Чайковского, широта и «прочность

Похожие работы

1 2 >