Музыка Нидерландов 15-16 вв. (полифония)

Жоскен Депре служил в соборной и дворцовой капеллах в Милане, в прославленной мастерством папской капелле в Риме, при дворе французского

Музыка Нидерландов 15-16 вв. (полифония)

Реферат

Литература

Другие рефераты по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

Одним из величайших достижений культуры и науки эпохи Возрождения в Нидерландах было развитие полифонии.

Полифония (от греч. polýs - многий, многочисленный, обширный и phone - звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин - контрапункт - от нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, буквально - точка против точки). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. Полифония противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. Полифония складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие. В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают: подголосочную полифонию, образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и её вариантов-подголосков; она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов; имитационную полифонию, разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос; на этом принципе основаны формы канона и фуги; контрастнотематическую полифонию, в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы; этот род полифонии синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов.

Изобретательный ум композиторов Возрождения открывает различные виды имитаций: например, можно повторить мелодию от конца к началу или перевернуть все интервалы - тогда все ходы наверх станут ходами вниз и наоборот. Можно исполнить мелодию в ускоренном или замедленном темпе, уменьшив в два раза длительность всех звуков. Если мы проделаем такой опыт со знакомыми нам мелодиями, исполнив их с применением разных видов имитационной техники, то убедимся, что известные мелодии очень изменились. В перевернутом виде («в обращении», как говорят музыканты) или от конца к началу (на языке композиторов - «ракоходный вариант») даже самые популярные песни перестают быть похожими на себя.

Техника имитации позволяет почувствовать, что за сходством структуры, конструктивной схемы (например, используются одни и те же интервалы, но измененные по определенным правилам) вовсе не следует похожий результат. И так же как в технике varietas, подобие не обнаруживается непосредственно, без анализа и наблюдений.

Одним из обязательных видов имитационной техники в эпоху Возрождения был контрапункт. Это название происходит от латинского punctus contra punctum - нота против ноты. Под контрапунктом понимают одновременное сочетание двух или нескольких мелодий, и таким образом искусство контрапункта или искусство полифонии - это одно и то же. Можно сказать, что контрапунктическая техника - еще один вариант музыкального проявления закона Единства и Многообразия - одни и те же мелодии в новых сочетаниях. В отличие от varietas и «чистой» имитации, контрапункт может показаться проще: две (или более) мелодии сами по себе в технике контрапункта не меняются, меняется их положение относительно друг друга - та, что была наверху, может передвинуться вниз, а нижняя из двух мелодий, наоборот, станет верхней. Такой контрапункт музыканты называют вертикально-подвижным, потому что мелодии передвигаются вверх-вниз, по вертикали. Есть и горизонтально-подвижный контрапункт, когда мелодии передвигаются во времени, «по горизонтали». Тогда, например, в первый раз вступив одновременно, во второй раз одна из мелодий может вступить раньше или позже.

В эпоху Возрождения искусству контрапункта посвящались многие трактаты и исследования. На первый взгляд такое повышенное внимание не слишком оправдано: мелодии даны, их можно свободно сочетать и по высоте, и во времени, менять местами, не изменяя их самих. В эпоху Возрождения, композитор - музыкальный архитектор-инженер, конструктор: он должен заранее предвидеть будущие контрапунктические перестановки, рассчитать их так, чтобы в новых сочетаниях Гармония не была нарушена.

Методологические основы сравнения и сопоставления позволяют сделать вывод о том, что по сравнению не только с ранней полифонией средневековья (ars antiqua), нo и с ars nova нидерландская школа сделала громадный шаг вперед. Он означал не только обогащение мелодии, фактуры, техники письма, но и внушительный прогресс самой логики музыкального мышления, столь характерный для эпохи Возрождения, рост его интеллектуального начала. Раньше, при господстве средневекового одноголосия, музыка почиталась лишь терпимой, главным образом, в качестве “проводника” молитвы. Теперь возникли контрапунктические наложения, при которых полифонические голоса в сложнейших сочетаниях выпевали совершенно различные слоги, слова и целые фразы. Музыка как бы вырвалась из подчинения тексту. Теперь она все чаще рассеивала смысловое значение слов, оставляя им роль фоническую и формальную.

 

Нидерланды - страна, где к 15 в. образовалась мощная школа полифонии. Полифоническое мышление в Нидерландах (как и в Италии) связывалось со стилем “строгого письма”. Однако применительно к нидерландской школе этот стиль требует некой конкретизации: господствующей полифонической формой у нидерландцев был канон. Каноны различались по числу голосов, порядку их вступления, по интервальным отношениям контрапунктирующих линий: в приму, октаву, кванту и т.д. Различны были и тактовые доли, на которых эти голоса по времени вступали друг за другом. Имитации строились также в ритмическом увеличении и уменьшении. Применялся канон с обращенными мелодическими интервалами и канон в обратном движении, как бы прочитанный по зеркальному отражению.

Вслед за простыми канонами возникли двойные. От простого контрапункта перешли к сложному, из первоначальных контрапунктических сочетаний констатируя производные.

История «строгого стиля» связана, прежде всего с так называемой нидерландской школой полифонии; многие композиторы эпохи Возрождения творили именно в Нидерландах или во Фландрии (Бельгия). Родным языком для некоторых из них был французский, для других - голландский. Поэтому и традицию эту называют нидерландской или франко-фламандской.

На первом этапе нидерландская полифония еще не рассталась с изысканным стилем, с наследием Гийома де Машо, о котором мы говорили, завершая рассказ о музыке средних веков. Извилистая, петляющая мелодия, которая нередко подчеркивается, выделяется в верхнем голосе, пение в сопровождении инструментов, сложная ритмика, импровизационное, свободное сочетание одновременно поющих голосов, не текущих по одному руслу, а как бы распадающихся на мелодические «рукава», - все это сохранилось в манере Гийома Дюфаи, напоминало поэтическую атмосферу утонченного и изящного искусства Ars nova. возникнуть сразу. Этот процесс начался с первой половины XV века, когда в Каморе (нынешняя Бельгия) жил и творил композитор Гийом Дюфаи (ок. 1400 - 1474). Одновременно с ним в Англии положил начало «строгому стилю» Джон Данстейбл (1390 -1453). Вместе с тем композиторами начало овладевать стремление к упорядоченности, полному благозвучию; в творчестве Дюфаи и Данстейбла появились контрапункты и имитации, их музыка демонстрировала высокие образцы техники varietas. После прослушивания мотета Данстейбла «Veni Sanctus Spiritus» станет ясно, как велико обаяние переходных этапов в искусстве: в этом мотете слышно переплетение свободно развивающихся мелодий и вместе с тем их гармоничное, мягкое совместное звучание.

Второй этап развития нидерландской школы полифонии связан с творчеством композиторов Йоханнеса Окегема и Якоба Обрехта, родным языком которых был голландский. Природа таланта Окегема (1425 - 1495) и Обрехта (1450 - 1505) конструктивна, они были композиторами-инженерами, которые рассчитывали каждый шаг своей композиторской фантазии. Именно они создали теорию контрапункта: им удалось вычислить математические формулы сочетаний музыкальных интервалов которые позволяют предвидеть, какими станут сочетания мелодий, при определенных условиях. Теперь пользуясь достижениями Окегема и Обрехта, можно было меньше бояться неожиданностей контрапункта, композиторы были к ним готовы.

Здесь уместно вспомнить, что лидером в области музыки в недавно завершившуюся эпоху средневековья были вовсе не Нидерланды, а, скорее, Франция или, может быть, Италия. И вдруг теперь, в XV веке, композиторы Нидерландов совершили такие открытия, которые выдвинули их на первое место в музыкальной культуре Возрождения. Подобные перемены нередки во всех видах искусства, и, как правило, объясняются они особенностями духовных стремлений и философскими взглядами времени, а главное, его художественными потребностями.

В зените эпохи Возрождения, надо было познать законы Природы в музыкальном искусстве, найти те правила музыкального письма, которые позволили бы этими законами пользоваться. И первыми «законодателями» новой эпохи, которые смогли обобщить отдельные идеи и достижения предшественников, стали суровые голландцы. Действительно, голландцы немногословны, им несвойственны артистическая живость французов и огненный темперамент итальянцев. Для того же, чтобы во всех подробностях разработать сложнейшую полифоническую технику «строгого письма», история не случайно выбрала сдержанных жителей Нидерландов.

Голландцы терпеливы и упорны, им свойственны в высшей степени внимание и аккуратность, столь необходимые в искусстве контрапункта. Та же кропотливость, любовь к отделке деталей видна и на полотнах голландских живописцев: как заботливо выписан каждый перстень на пальце у вельможи, как переливается мех на мантии, как играют складки шелка... Итальянские живописцы не обладают такой любовью к деталям, таки

Похожие работы

1 2 3 > >>