Мраморный дворец в Петербурге

На том месте, где сейчас высится Мраморный дворец, в петровское время находился Почтовый двор с пристанью для двух «почтовых фрегатов»,

Мраморный дворец в Петербурге

Информация

Культура и искусство

Другие материалы по предмету

Культура и искусство

Сдать работу со 100% гаранией

Мраморный дворец в Петербурге

 

Если смотреть на Дворцовую набережную с Троицкого моста, то глаза невольно выделяют из череды величавых фасадов здание, которое не похоже ни на одно другое в Петербурге. Это здание стоит совсем рядом с современной Суворовской площадью и привлекает внимание какой-то «несеверной» нарядностью и ажурностью. И действительно, строил его итальянец Антонио Ринальди, который попал в Петербург уже сложившимся мастером. Даже если бы он не построил в российской столице ничего больше, все равно заслужил бы звание великого архитектора за создание своего шедевра - Мраморного дворца.

Дворец возводился по заказу императрицы Екатерины II для графа Григория Григорьевича Орлова. Граф Григорий Орлов, один из фаворитов Екатерины II, возглавляя артиллерийское ведомство, занимал пост генерал-фельдцейхмейстера и принимал самое активное участие в различных областях государственной жизни России. Подарок был сделан за активное участие Орлова в событиях 1762 года, в результате которых императрица оказалась на русском престоле. Ответным жестом графа стал подарок - огромный бриллиант массой в 189,62 карата, названный «Орлов». Мраморный дворец строился так долго, что граф Орлов умер ещё до завершения работ, 13 апреля 1783 года.

Мраморный дворец является первым в Петербурге зданием, фасады которого облицованы естественным камнем. Из различных сортов мрамора выполнена отделка не только наружных стен дворца, но и некоторых парадных покоев. Для облицовки его фасадов было использовано 32 сорта специально подобранного мрамора, что дало основание для его названия - сначала обиходного: «Мраморный дом», а затем и официального: «Мраморный дворец». Наряду с этим у дворца есть еще одно имя - «Константиновский». По иронии судьбы в нем на протяжении ста лет, с начала XIX века по 1915 год, поочередно жили три великих князя: Константин Павлович, Константин Николаевич и Константин Константинович.

По одной из легенд императрица сама сделала набросок будущего здания и показала его архитектору. Зная, что проект составила Екатерина, Ринальди высоко оценил эту работу и тут же получил разрешение на строительство. Здание заложено 10 октября 1769 года, в его фундамент был замурован мраморный ящик с монетами.

На том месте, где сейчас высится Мраморный дворец, в петровское время находился Почтовый двор с пристанью для двух «почтовых фрегатов», совершавших регулярные рейсы между Петербургом и Москвой. Почтовый двор представлял из себя небольшое мазанковое здание. В 1715-1716 годах он стал деревянным и двухэтажным. На втором этаже расположился зал, где Пётр I устраивал ассамблеи и другие торжественные мероприятия. При Почтовом дворе работала гостиница, постояльцы которой при любой погоде выселялись при прибытии сюда царя. Кроме охраны и служителей здесь служили почтмейстер, секретарь, переводчик и три почтальона. Набережную у Почтового двора назвали Почтовой, сейчас это Дворцовая набережная. В 1730 году Почтовый двор перевели к Исаакиевской церкви, здание и пристань уничтожили. 7 августа 1731 года генерал-фельдмаршал Миних повелел Доменико Трезини разобрать здание Почтового двора, на его месте построить кордегардию и конюшни лейб-гвардии Конного полка. Старый дом был разобран, нового строения так и не появилось. На их месте в 1732 году построили Манеж. Пожар 1737 года уничтожил эту постройку. Освободившееся место расчистили, и назвали Верхней Набережной площадью. Она примыкала к Царицыну лугу. Параллельно Лебяжьей канавке от Невы к Мойке прорыли Красный канал. И именно на этом месте архитектору Ринальди предстояло построить дворец, впоследствии названный Мраморным. Строительными работами руководил полковник артиллерии М.И. Мордвинов. Архитектурный надзор осуществлял Пётр Егоров. Так как при строительстве использовались огромные плиты мрамора и гранита, то большинство материалов доставлялось по Неве. Материалы начали завозить уже в 1768 году. Участок для постройки был органичен со всех сторон улицами и набережной Невы и имел неправильную форму, в этом была существенная трудность, ведь Ринальди нужно было расположить фасад, выходящий на набережную, так, чтобы он не выступал за красную линию, на которую равнялись все дома. Кроме того, Мраморный дворец завершал линию построек на Дворцовой набережной, а на другом конце этой линии высился Зимний дворец. Кирпичные стены и своды здания были возведены в 1769 году. Первичная обработка камня велась в течение 1770-1774 годов. Белый мрамор привозили из Италии, это оказалось дешевле чем везти его с Алтая или Урала. Остальной же облицовочный материал добывали в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр. В 1774 году началась окончательная отделка стен мрамором и гранитом. Одновременно с этим начались отделочные работы во дворце. В 1780 году строительные работы, требующие крупных поставок камня, были завершены. С этого же года велась отделка двух верхних этажей. Для кровли в Сестрорецке изготовили медные листы. Их подгонка и пайка была проведена так тщательно, что крыша не знала протечек вплоть до ремонта 1931 года. Архитектор прекрасно справился со сложностями планировки, его великолепная постройка зрительно уравновешивает объем Зимнего дворца и гармонично вписывается в облик набережной. Ощущение гармоничности и естественности возникает еще и оттого, что дворец, как и набережная, выполнен из естественного камня - гранита, и все здание становится как бы продолжением набережной.

К Неве выходит северный фасад здания, но чтобы по-настоящему восхититься этой изумительной постройкой, надо обойти дворец со всех сторон. Противоположный южный фасад, выходящий на Миллионную улицу, полностью повторяет северный, самая же нарядная часть здания была обращена во двор, в сторону Красного канала, именно здесь находился парадный вход во дворец. Здание было ограждено красивой решеткой с ажурными металлическими воротами, и образовавшийся в результате внутренний дворик стал похожим на дворики итальянских палаццо. Во второй половине XVIII века дворец был хорошо виден со стороны Царицына луга (нынешнее Марсово поле) и Летнего сада.

Рядом с Мраморным дворцом, одновременно, началось строительство Служебного корпуса, продлившееся до 1788 года. Это здание было выполнено по проекту архитектора П.Е. Егорова, одного из авторов знаменитой решетки Летнего сада. Служебный дом представлял собой двухэтажное каменное строение, расположенное в восточной части участка. В нём располагались каретники, конюшни, манеж и сенные склады. На втором этаже были квартиры прислуги. В 1844-1847 годах его перестроил архитектор А.П. Брюллов, надстроив третий этаж. После 1917 года здание отдали под общежитие для учёных. С 1919 по 1926 год в комнате с окнами на Марсово поле и Суворовскую площадь жила Анна Ахматова со своим вторым мужем, учёным Владимиром Казимировичем Шилейко. В настоящее время в стенах бывшего Служебного корпуса находится Северо - Западный политехнический институт.

Архитектурный облик и интерьеры.

В 1785 году работы по устройству дворца были полностью завершены. Каменное трехэтажное здание выделяется в панораме Дворцовой набережной массивностью и великолепием. Строгую красоту его архитектурного рисунка подчеркивают разнообразная фактура и красочность природного камня, использованного в отделке фасадов и интерьеров. Пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами, а вся композиция, благодаря подбору разных по окраске пород камня, исполнена спокойной грации.

Из розового тивдийского мрамора выполнены отделка часовой башни, аттика и пилястр, объединяющих два верхних этажа здания. Наличники окон созданы из серого рускеальского мрамора, а декоративные гирлянды между окнами второго и третьего этажей изготовлены из белого уральского. Цокольная часть здания, выполненная из выборгского розового гранита рапакиви, благодаря специальной обработке поверхности, имеет красивую шероховатую фактуру.

Восточный фасад с главным входом обращен в небольшой двор и увенчан часовой башней и имеет самый выразительный скульптурный декор. Двор отгорожен от Миллионной улицы и набережной Невы изящной кованой решеткой в виде копий с кистями и золочеными розетками, укрепленной на гранитных столбах. С каждой стороны в ограде устроены двустворчатые ворота с легким декоративным завершением.

Взгляд наблюдателя везде встречает камень и металл. В XVIII веке медные рамы окон всех трех этажей были позолочены (в наше время позолоту сохранили оконные рамы второго этажа восточного фасада и балюстрады всех балконов).

Облик интерьеров дворца эпохи Екатерины II в наибольшей степени сохранился в декоре Парадной лестницы и в интерьерах Мраморного зала.

В оформлении Парадной лестницы преобладает мрамор серо-серебристых оттенков. Скользящий свет, падающий из овальных окон купольного завершения и высоких окон второго этажа, выявляет разнообразный рисунок камня колонн и пилястр, вытесанных из больших глыб. Более светлый оттенок камня перил и балясин лестницы придает им легкость, зрительно расширяя пространство. Над входом в Мраморный дворец была помещена надпись «ЗДАНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ». Выше, на аттике, установили башенку с часами. По сторонам от башни установили две фигуры работы скульптора Ф.И. Шубина - Верность (справа) и Щедрость (слева). Парадная лестница Мраморного дворца была украшена статуями Утро, День, Вечер и Ночь. На площадке от второго этажа до третьего - скульптуры, олицетворяющие осеннее и весеннее равноденствие.

На первом этаже находились кухни, котельные и церковь, освящённая во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. Служебные комнаты были оборудованы различными механизмами и приспособлениями. В корпусе по Миллионной улице находилась машина для подачи воды, колодец с двумя насосами для подачи воды в парадные бани второго этажа. В корпусе по Мраморному переулку - колодец с насосом для подачи воды в Садик. В Невском корпусе - бассейн для прочистки механизмов.

Похожие работы

1 2 3 > >>