Мотивы птицы-колдуньи в прозе Б.А. Пильняка (Вогау) и фольклоре

%20%d0%a1%d0%ba%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5%20%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%b8%20%d0%b8%20%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d0%bd%d1%8b%20(=%20%d1%82%d1%83%d1%87%d0%b8)%20%d0%bd%d0%be%d1%81%d0%b8%d0%bb%d0%b8%20%d0%be%d1%80%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%83%d1%8e%20%d0%b8%20%d1%81%d0%be%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%83%d1%8e%20%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%b6%d0%b4%d1%83%20(adierkleid,%20falkenkleid);%20%d0%bd%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d1%86%d0%ba%d0%b8%d0%b5%20%d0%b8%20%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5%20%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%ba%d0%b8%20%d1%81%d0%be%d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%bb%d0%b8%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d0%be%20%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%83%d0%b1%d0%b8%d0%bd%d1%8b%d1%85,%20%d1%83%d1%82%d0%b8%d0%bd%d1%8b%d1%85%20%d0%b8%20%d0%bb%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d1%8b%d1%85%20%d1%80%d1%83%d0%b1%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0%d1%85%20%d0%b8%d0%bb%d0%b8%20%d0%ba%d1%80%d1%8b%d0%bb%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b0%d1%85:%20%d0%bd%d0%b0%d0%b4%d0%b5%d0%b2%d0%b0%d1%8f%20%d0%b8%d1%85,%20%d0%b2%d0%b5%d1%89%d0%b8%d0%b5%20%d0%b4%d0%b5%d0%b2%d1%8b%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b2%d1%80%d0%b0%d1%89%d0%b0%d1%8e%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b2%20%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%83%d0%b1%d0%be%d0%ba,%20%d1%83%d1%82%d0%be%d0%ba%20%d0%b8%20%d0%bb%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%b9,%20%d0%b0%20%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%b0%d1%8f%20-%20%d0%be%d0%bf%d1%8f%d1%82%d1%8c%20%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8f%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b4%d0%b5%d0%b2%d0%b0%d0%bc%d0%b8.[1643]%20<http://lib.rus.ec/b/178884/read>>У германцев находим любопытное сказание о пернатой сорочке (federhemd). Такою сорочкою владела богиня Фрея; по просьбе Тора, она ссужала ею

Мотивы птицы-колдуньи в прозе Б.А. Пильняка (Вогау) и фольклоре

Информация

Литература

Другие материалы по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

Введение

 

В фольклоре существует множество сказаний и легенд, связанных с мотивами птиц, а также птиц, которые оборачивались в колдуний и ведьм.

В нашей работе речь пойдёт о переходе легенды из фольклора в каноническую литературу. А именно мы будем рассматривать легенды о ведьмах, колдуньях оборачивающихся в птицу переходящие из фольклора в художественную литературу на произведении Б.А.Пильняка (Вогау) «Волга впадает в Каспийское море».

Перед собой мы поставили следующие цели:

дать понятие о фольклорной традиции с образами птиц представленными в ней;

рассмотреть легенды о птицах-колдуньях;

сопоставить народную и литературную легенды представленные нам в народном творчестве жителей Коломны и Б.А.Пильняком (Вогау).

Задача, которую мы ставили перед собой, была следующей, показать переход легенды из фольклора в каноническую литературу.

Практическая значимость данной работы заключается том, что данные результаты могут использоваться на уроках по внеклассному чтению, на факультативах.

Объём и структура. В первой части нашей работы мы рассмотрим образ птицы в фольклорной традиции. Как мы знаем фольклорная традиция несёт с собой великое множество образов птиц, но наша работа будет основываться на легендах и сказаниях в которых птица является оборотнем, колдуньей. А так же дадим теоретический материал, о том что же несёт в себе фольклор с его многовековой историей.

Во второй части своей работы мы приступим к рассмотрению конкретных легенд и сказаний о птице превращающейся в колдунью или же ведьму. А так же дадим сравнительный анализ Коломенских легенд о Марине Мнишек с легендой представленной нам в романе «Волга впадает в Каспийское море». Рассмотрим её видоизменение и сделаем вывод из проделанной работы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения

 

Как мы уже сказали речь пойдёт о фольклорной традиции перетекающей в каноническую литературу. Итак, дадим определение фольклору.

Фольклор - художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.

В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание. Этим термином сначала обозначали только самый предмет науки, но иногда стали им называть и научную дисциплину, этот материал изучающую; однако последнюю правильнее называть фольклористикой.

Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются и другие термины: немецкий - Volkskunde, в более узком значении слова - Volksdichtung; французский - Traditions populaires. В XIX в. у нас господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».

Фольклор - поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял. А. М. Горький обратился к писателям Кавказа и Средней Азии: «Начало искусства слова - в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много дает материала и вам, и нам, поэтам и прозаикам Союза. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». М. Горький подчеркивает в фольклоре его трудовое и коллективное начало, материалистическую и реалистическую его основу, его художественную мощь. Выделяя специфические черты, присущие устной народной поэзии, М. Горький в то же время не противопоставляет фольклору письменную художественную литературу как обособленные друг от друга явления. В народном творчестве он видит ту глубокую и плодотворную почву, на которую опирались, в сущности, все величайшие произведения литературы.

В фольклоре, как и в художественной литературе, мы часто встречаем птиц. Птицы у нашего народа всегда символизировали свободу и счастье. Их образы связывали с небом и высшими силами. Славяне считали, что птицы, сидящие на ветвях дерева, - это души людей, посланные на Землю Солнцем <ССЫЛКА ?>. Дерево - это Вселенная, а птицы с сияющим оперением на нём - солнечный свет. Этот знак на крыше дома - оберег его жителей. Символ стремления к доброй и счастливой жизни. «Охранные» полотенца с вышитыми птицами у Дерева жизни дарили жениху и невесте на свадьбу с пожеланием добрых отношений <ССЫЛКА ?>.

Птицы несут информацию о стихии воздуха, его звуках, тональности, ритме, мелодии. Птицы - дети воздуха. Птицы - дети радуги. Их перья переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы - это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь пустыню и море.

По древним верованиям, птица являлась крылатым духом, связующим землю и небо. Женщина-птица является источником света, жизни. Душа, которую она даёт ребёнку, - частица её неиссякаемой жизненной силы. Душа бессмертна. Отсюда - цепь отождествлённых понятий: женщина - птица - жизнь - душа, образно отразившихся в фольклоре.

Славяне часто представляли себя вольными птицами и мечтали улететь «за сине море». Мечта о свободе и счастье отождествилась с образом птицы. В русском фольклоре мы находим больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах.

Птиц принимали некогда за общепонятный поэтический образ, под которым подразумевали ветры, облака, молнии, солнечный свет - стихии, которым приписывали свойства птиц, поразивших человека быстротой полёта и силой, и, наоборот: с птицами олицетворяли мифические представления, заимствованные из явлений природы. Человеческая фантазия создала и птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури. Птицы часто противостоят злым силам, стерегут границы родной земли, указывают дорогу и предрекают погоду. Тёмные птицы несут плохие вести, сопровождают тёмную силу, несут болезни и даже смерть. Подобное отношение к птицам объясняется ещё и тем, что в мифах народов мира ( в том числе и славян) птицы вьют гнёзда в ветвях Мирового дерева, очень близко к богам, живущим в кроне, символизирующей верхний, небесный мир.

Русский человек постоянно обращался к птицам или сравнивал себя с ними: «Эх, крылья бы мне! Птицей взвился бы да полетел», «Счастье - вольная пташка», «Птица не только деток кормит, а и летать учит» <ССЫЛКИ>.

Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами.

Образ птицы - колдуньи в фольклоре известен с давних времён. Колдуньи, ведьмы или вещицы как их ещё называли - мифологические персонажи человеческого происхождения . Ими либо рождаются (колдовская сила передается по наследству, обычно по женской линии), либо становятся продавшие душу дьяволу женщины. Представления о ведьмах широко распространены среди русских, белорусов и украинцев, как в Европейской части России, так и в Сибири.

Ведун, ведунья, искажённое - ведьма, колдунья; люди, владевшие знаниями из Славяно-Арийских Вед <НЕ ВЕРЮ!!!>. От этого благозвучного слова происходит слово ведьма. В эпоху матриархата все женщины считались ведуньями, ведьмами, знающими особые, запредельные тайны. И по сию пору знахарки ("знать" - то же, что "ведать") наделены уменьями исцелять даже и те болезни, от которых отступаются доктора! Эти знающие, умудрённые опытом люди занимающийся магией или ведовством, "ведающие". (Характерно для России). Основное занятие ведунов - колдовство, порча посредством кореньев, трав или различных зелий, почему в судебных процессах над колдунами (XVI -XVII) обычно и фигурируют ведуны и зелейники. Область ведовства была традиционно обширной: верили, что ведуны и ведуньи могут насылать болезни, внушать любовь и отвращение, заколдовать промыслы и т.п. При помощи кореньев и трав старались заручится милостью своих бояр: крестьяне и холопы "носили некоторые сорта трав и кореньев на шее, пили их с водой или же предлагали в еде и питье своим господам. По поверьям, из опасности могла выручить трава дягиль, дикая заря, коровник. Вера в особые, колдовские свойства некоторых кореньев и трав была так сильна, что иногда считалось опасным брать или давать цветы незнакомым лицам: с цветком или травой недуг мог переместиться с одного лица на другой. Действие трав и кореньев еще усиливали с помощью наговоров, которые очень сильны.

Среди характерных для ведьмы признаков самым распространенным считается оборотничество . Известны рассказы о превращении колдуньи в животных (свинью, кошку, собаку, лошадь, жеребенка, лисицу, жабу, сороку), неодушевленные предметы (метлу, лопату, ухват, веретено, клубок, катящееся колесо, стог сена), значительно реже - природные объекты (ветер, бурлящую воду).

Наиболее характерной особенностью ведьмы было ее превращение в бесхвостую сороку . У восточных славян сведения о сороках-вещицах были зафиксированы в Архангельской, Орловской, Вятской, Самарской, Оренбургской, Пермской, Томской областях, в Забайкалье и Сургутском крае <ССЫЛКА НЕОБХОДИМА И ДАЛЕЕ>.

Вещицы летали по ночам, превратившись в бесхвостую сороку с синим огоньком над головой. При превращении женщины в вещицу происходило отделение головы и рук от нижней части туловища. Верхняя половина тела становилась сорокой и вылетала в трубу, а нижнюю свою часть вещица прятала под поганым корытом . Опознать вещицу могли только мужчины. Чтобы узнать, кто именно летит, нужно было снять штаны и, обернувшись к вещице задом, посмотреть на нее промеж ног, тогда она упадет на землю и превратится в женщину. Однако рассказывать о встречах с ней боялись, так

Похожие работы

1 2 3 > >>