Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность

  Абдульханова-Славская К.С. Деятельность и психология личности.- М., 1980. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. - М., 1976. Античная художественная культура.- СПб., 1993. Баткин

Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность

Дипломная работа

История

Другие дипломы по предмету

История

Сдать работу со 100% гаранией

Министерство культуры Российской Федерации

 

 

 

Кафедра культурологии и искусств

 

 

Допустить к защите:

Зав. кафедрой___________________

«___»_____________________2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивации до-музейного собирательства:

1) исторический аспект; 2) современность

 

 

Дипломная работа студентки заочной формы обучения

 

______________курса____________группы

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:_____________________________________

_____________________________________

Консультант:_______________________________________________

Рецензент:_________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2003 г.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

 

Введение3

Глава 1.Основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства6

1.1.Понятие коллекции и собирательства6

1.2.Собирание коллекций в древнем мире11

1.3.Собирательство в эпоху средневековья13

1.4.Собирательство в период расцвета культур эпохи Возрождения19

1.5.Собирательство в эпоху Нового времени24

1.6.Особенности до-музейного собирательства русских коллекционеров27

Глава 2. Анализ мотиваций до-музейного собирательства33

2.1.Понятие и сущность потребности, мотива и мотивации33

2.2.Мотивации до-музейного собирательства39

2.2.1.Сакральная мотивация40

2.2.2.Экономическая мотивация43

2.2.3.Мотивация социального престижа46

2.2.4.Мотивация групповой принадлежности48

2.2.6.Мотивация любознательности и исследования49

2.2.5.Собирательство как эстетическая потребность53

2.3. Анализ мотиваций создания современных частных коллекций56

2.4.Пути активизации собирательства62

Заключение63

Библиография64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность дипломного исследования. Собирание предметов известно на протяжении тысячелетий. Исследователи выявили множество побудительных мотивов собирательства, которые могут быть неизменными, могут меняться и исчезать со сменой религиозной, эстетической и интеллектуальной систем ценностей в конкретные культурно-исторические периоды.

Каталог коллекций фантастических предметов был приведен еще в одной из первых энциклопедий - «Естественной истории» Плиния Старшего. Среди перечисленных предметов был олений рог, которому приписывалась сила отпугивать змей, зуб рыбы и амулет из скелета лягушки (ценились за их лечебные свойства), а также множество камней, которым приписывались магические силы.

На протяжении многих веков, руководствуясь различными мотивами и потребностями, философы, писатели, политики, религиозные деятели, цари, императоры, деятели культуры, предприниматели занимались собирательством предметов, на их взгляд представлявших государственный, эстетический, культовый, экономический или какой-либо еще интерес. Именно до-музейное собирательство и страсть человека к коллекционированию стали фундаментом создания крупнейших музеев мира.

До-музейное собирательство как специфическое социокультурное явление, формирование которого началось уже на ранних этапах цивилизации, у большинства народов характеризуется относительно ровным поступательным движением. Это объясняется стабильной объективной потребностью человечества в сохранении и трансляции культур прошлого. История собирательства красноречиво свидетельствует об ее положительном воздействии на общество. Коллекционная деятельность способствовала развитию науки, образования, искусства, осмыслению ценности природы и исторического наследия, формированию общекультурной среды. Кроме того, являясь продуктом своего времени, коллекции отражали экономические, социальные и политические условия тех обществ, в которых они создавались. Тесная связь собирательства с разными сторонами общественного развития, а также его вклад в духовную жизнь народов ставят изучение истории до-музейного собирательства в один ряд с ключевыми проблемами историографии и культуры.

Изучение исторического развития коллекционирования особенно актуально на постсоветском пространстве в силу возрастающего интереса к истокам национальных культур, переосмысления их содержания и форм. Знание истории становления и развития музейного дела, особенностей каждого из ее этапов имеет и чисто практическое значение, так как формирование политики в сфере музейного дела, прогнозирование его дальнейшего развития возможно лишь в историческом контексте. Всякий реалистический взгляд в будущее требует исторической ретроспективы, использования положительного опыта прошлого и, наконец, осознания допущенных ошибок.

Наш интерес к мотивации до-музейного собирательства обусловлен еще и тем, что сегодня научная концепция комплектования музейных коллекций претерпевает значительные изменения. Большие сложности возникают с разработкой и формулированием основной идеи того или иного музея. Комплектование музейных коллекций порой ведется хаотично, непродуманно, стихийно. В лучшем случае, в музей располагает развернутым планом комплектования музейного собрания. Эти проблемы обсуждаются на научно-практических конференциях. В связи с этим опыт, накопленный собирателями и коллекционерами на протяжении многих веков, приобретает особое значение.

Можно констатировать, что на сегодняшний день музееведение располагает методической литературой в области комплектования, сформирован понятийный аппарат (виды, источники, формы комплектования). Но очевидна слабость теоретической базы. Не достаточно разработок, посвященных проблемам мотивации до-музейного собирательства в различные культурно-исторические эпохи, в том числе мотиваций современного собирательства. Отечественные публикации на эту тему носят не систематический, фрагментарный характер.

Цель дипломной работы - изучить мотивации до-музейного собирательства в культурно-историческом и социально-психологическом контексте.

В задачи работы входит:

1.Показать основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства.

2.Выявить мотивации до-музейного собирательства, показать их культурно-историческую и социально-психологическую обусловленность.

3.Определить тенденции современного собирательства и пути активизации мотивационного процесса в до-музейном собирательстве.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных философов, писателей, ученых- искусствоведов, занимавшихся исследования культурно-исторических, социальных и психологических особенностей мотивации собирательства и коллекционирования таких, как М.В.Алпатов, Л.Н.Баткин, Б.Р.Виппер, В.П.Грицкевич, А.А.Гужеловский, Е.П.Ильин, О.А.Кривцун, М.Я.Параделов, Н.Полунина, А.Фролов, Ф.И.Шмит, J. Crook, А.Wittlin и др., материалы периодических изданий: журналы «Петербургский коллекционер», «Искусствознание», «Русская галерея» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Основные культурно-исторические особенности
до-музейного собирательства

1.1.Понятие коллекции и собирательства

 

Прежде всего следует определить термин коллекция. В общем виде коллекция это комплекс материальных предметов, естественных или созданных человеком (артефактов), которые содержатся временно или постоянно за пределами хозяйственного потребления и представлены для осмотра, окружены особым надсмотром, уходом в закрытом и приспособленном для этого месте.

Коллекции появились задолго до образования музея. Коллекции разного времени несли на себе отпечаток различных культурно-исторических эпох.

Коллекционерами можно называть группы высоко мотивированных людей, испытывающих потребность в собирании материальных предметов различной эстетической, научной, образовательно-просветительной, культурно-исторической или какой-либо еще ценности.

По мнению Ю.Демиденко, современных коллекционеров условно можно разделить на «профессионалов» и «любителей». Профессионалами назовем тех, кто владел значительным объемом знаний, необходимым для произведения атрибуции вещи, практикой коллекционирования. Такое знание (практическое и теоретическое), так же как и образцы коллекционерской практики, обычно передавалось в семье. Поэтому коллекционерами-профессионалами были те, кто имел семейные традиции, в том числе связанные с коллекционированием произведений искусства и антикварных вещей. С другой стороны, профессионалами могут стать те, кто имел или имеет возможность приобретать антикварные вещи, и необходимые знания, образование, - представител

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>