Москва в русской литературе

рассыпана в цветаевских стихах, звучит в большой поэме-сказке «Царь-Девица», заполняет записные книжки. В очерке «Герой труда» дана именно Москва поэтов

Москва в русской литературе

Информация

Литература

Другие материалы по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

 

Муниципальное образовательное учреждение

общеобразовательная средняя школа № 6

 

 

Реферат

 

по литературе на тему: « Москва в русской

литературе »

 

 

 

ученика 11 класса « В »

Лешковича Александра

 

 

 

Научный руководитель

Позднякова Наталья Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Балтийск

2002 г.

 

 

 

Оглавление

 

 

 

  1. Введение………………………………………………стр.3

 

  1. Москва М. Ю. Лермонтова……………………………стр. 4

 

  1. Москва в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин »

………………………………………………………………стр. 7

  1. « Москва и москвичи » М. Н. Загоскина…………стр. 11

 

  1. Москва в произведениях Л. Н. Толстого……………стр. 13

 

  1. Цветаевская Москва……………………………………стр. 16

 

  1. Заключение…………………………………………………стр. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние десятилетия сместились в обществе

нравственные ориентиры. Критикуют многое в истории Отечества, и только Москва со своими многовековыми традициями, богатейшей историей, высочайшей и древнейшей культурой не подлежит никакой переоценке и

остается верхом совершенства. Москва пережила многие эпохальные события и все они нашли свое отражение в различных произведениях о Москве.

Всякий город имеет свою священную историю, свою идею, предначертание, цель. Всё это в совокупности влияет на его развитие, на сознание горожан, то есть формирует МИФОЛОГИЮ города. Такая мифология имеется и у нашей Москвы.

Многие писатели и поэты старались разгадать тайну - почему после переноса столицы из Москвы в Санкт- Петербург она всё равно осталась душой России, её священным центром, её некоронованной столицей. Является ли Москва только лишь столицей, или же в ней

хранится нечто большее, что не под силу понять только умом, но душой и сердцем.

« Москва великий город, первого рангу во всей Европе »,- утверждал М. В. Ломоносов. О своеобразии Москвы сказано и написано очень много, много подмечено чёрточек, отличающих её от других городов России.

Новая русская литература начинает свою историю с рубежа XVII и XVIII веков. Именно тогда древнерусская словесность приобрела черты литературы современного типа: литературный труд становится авторским, появляются первые опыты книжной поэзии.

В конце 70 х годов XVII века монах, просветитель и педагог Симеон Полоцкий ( 1629 1680 ) составил сборник своих стихотворений « Рифмологион » ; туда вошли стихи,

 

 

притчи, рассуждения, оды. И там же мы находим первые поэтические строки, посвященные Москве:

« Удобней да есть солнце состреляти,

нежели град сей богом храним взяти

Богопротивным…»

 

В этом стихотворении Симеон Полоцкий пишет о ней как о столице и символе самого обширного и сильного Русского государства.

Именно поэтому темой для своего реферата я выбрал тему Москвы в русской литературе.

Москва М. Ю. Лермонтова

 

Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе "Княгиня Лиговская" и ряде юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме "Песня...про купца Калашникова". Тема Москвы

раскрывается в стихотворении Лермонтова "Бородино". В поэме "Сашка" поэт писал:

"Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский сильно, пламенно и нежно! ".

Обратимся к « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ». Действие этого лирико-эпического произведения происходит в Москве. Каким читатель представляет себе город? Поищем ответ в первых строках «Песни…»: Москва в этом фрагменте текста- престольный град, царское место, центр Руси, а сам царь сидит на троне как на небесах и « словно ястреб» смотрит на то, что творится у него под ногами. Власть его

 

безгранична, он волен и казнить, и миловать по своему усмотрению. В этой части произведения Москва представляется нам в царском обличии.

Вторая часть произведения начинается с описания Москвы купеческой, и по отдельным приметам мы можем

представить её облик. Вот лавка купца Калашникова: все на своём месте, все на учёте. Всё в его жизни по закону: «…высокий дом…детки любезные...». К нему все прислушиваются, он глава семьи. В беде он советуется со своими братьями и получает от них поддержку в решении отстоять свою честь и достоинство в кулачном бою.

Третья часть песни, повествующая о поединке купца Калашникова с Кирибеевичем, начинается с проникнутого лиризмом описания стольного града. Вертикаль и горизонталь художественного пространства обозначены такими предметными деталями как купола церквей, стена кремлевская белокаменная, тесовые кровельки, тучки, заря, небо, и повторением предлога над , выражающего оппозицию низ верх. Взгляд на Москву дается сверху: она

охвачена вся разом, видна вся: только с высоты птичьего полета ( или художественного воображения автора ) можно увидеть одновременно всю Москву : И золотые купола церквей, и кровельки, и дальние леса, и синие горы, и снега…

Москва место разыгравшейся трагедии семьи Калашниковых, и тем страстней воспринимается утренний пейзаж. Красавица заря, олицетворение новой жизни,

добра и света, благословляет Москву на новый день, сливаясь с городом, отражаясь в его куполах и снегах рассыпчатых. Автор говорит о Москве не иначе как

« …великая, златоглавая…» А какие чувства вызывают у читателя последние две строки фрагмента ?

Уж зачем ты, заря алая

просыпалася?

На какой ты радости

разыгралася?

 

Эти строки наполнены горечью и состраданием… Так проявляется авторская позиция в произведении

Лермонтова, его сочувствие купцу Калашникову. Москва перестает быть просто пейзажем, фоном происходящих событий. Она становится действующим лицом

«Песни…».

Еще одна Москва предстает перед нами в монологе Алены Дмитриевны: это Москва разбойничья, с опустелыми улицами, с неожиданными недобрыми встречами и нападениями на честных людей. Перечитаем рассказ Алены Дмитриевны о ночной встрече: он искренен, эмоционален. Ее испуг выражается такими словами как

одиношенька, ноженьки подкосилися, фатой закрылася, испугалася, бежать стремглав бросилась. Отметим также то, что Кирибеевич подстерег Алену Дмитриевну ночью, на темной улице, когда она по обыкновению шла домой. Что же так остро переживает Алена Дмитриевна?

Опозорил он, осрамил меня,

Меня ч е с т н у ю , н е п о р о ч н у ю …

Цветовая гамма произведения выражает авторское отношение к героям: честный суд, кулацкий бой, происходит на людях, у всех на виду, утром, при Божьем свете. Белокаменные стены Московского Кремля, белые

одежды ее храмов, золотые купола, отражающие солнце, свет, православный медный крест у Калашникова на груди

 

и святые иконы свидетели семейного союза и праведности, символы веры это Москва святая, наблюдающая за противостоянием опричника и купца.

Теперь подведем итог нашим наблюдениям за тем, как поэт создает художественный образ Москвы. Мы увидели разные ее лики : это и « царская » , богатая , властная Москва , и Москва разбойничья, темная, и Москва

святая , православная , хранительница веры , чести , долга. И в то же время это один город, знакомый каждому по

своему. Можно сказать, что Москва имеет свой характер: то противится происходящему, то откликается светом куполов на правильное решение.

М.Ю. Лермонтов создал в своем произведении собирательный художественный образ средневековой Москвы. Она не только фон, место происходящих событий, но и герой лиро-эпического произведения.

Отдельными символами Москвы являются Кремль и Москва река. Примечательно, что бой Калашникова и Кирибеевича происходит на фоне этих символов:

…Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву реку, на кулачный бой…

…Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю, да святым церквам…

 

Живым участником событий Москва является в стихотворении « Бородино ». С какой гордостью говорит автор о Москве:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Боевой призыв полковника умереть за Россию не прос

Похожие работы

1 2 3 4 > >>