Аллергическая реакция немедленного типа - анафилактический шок

Известно, что самым распространенным является анафилактический шок лекарственной этиологии, вызванный чаще всего введением антибиотиков, новокаина, аспирина и тиамина. Это связано

Аллергическая реакция немедленного типа - анафилактический шок

Информация

Разное

Другие материалы по предмету

Разное

Сдать работу со 100% гаранией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по сестринскому делу

на тему:

«Аллергическая реакция

немедленного типа -

- анафилактический шок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007г.

План.

 

1. Мотивация.

2. Введение.

Понятие аллергии и анафилактического шока.

3. Основная часть.

3.1. Патогенез анафилактического шока.

3.2. Клиническая картина.

3.3. Лечение.

4. Заключение.

1. Мотивация.

 

Для своей работы я выбрала тему «Аллергическая реакция немедленного типа - анафилактический шок» потому, что считаю ее очень важной, поскольку аллергическая реакция, ставящая жизнь пациента под угрозу, может возникнуть при введении больному практически любого лекарственного вещества.

Известно, что самым распространенным является анафилактический шок лекарственной этиологии, вызванный чаще всего введением антибиотиков, новокаина, аспирина и тиамина. Это связано не столько с высокой анафилактогенностью данных препаратов, сколько с большой распространенностью их применения. Анафилактический шок чаще возникает при инъекции препаратов, однако и прием внутрь, ингаляция, местное применение в виде мазей, эмульсий иногда у особо чувствительных лиц может стать причиной шока. В принципе любое лекарственное средство может вызвать анафилактический шок независимо от путей его введения. Известен случай, когда тяжелое течение анафилаксии наблюдалось у больной, в палате которой дверная ручка была обмотана марлей, пропитанной хлорамином. Анафилактические реакции возможны и при подготовке больного к рентгенологическому исследованию, когда применяются контрастные вещества. Также анафилактический шок может возникнуть при охлаждении, особенно большой поверхности тела (купание в водоемах), возможна и пищевая анафилаксия. В литературе описаны случаи смерти младенцев в результате вдыхания пыли коровьего молока, засохшего в складках и порах пеленок. В крови погибших детей были обнаружены антитела против белков коровьего молока.

Все эти осложнения, возникающие при контакте пациента с лекарственным веществом, пищевыми, химическими и др. аллергенами, необходимо знать и учитывать каждому медицинскому работнику, так как лечение анафилактического шока относится к той неотложной терапии, когда не только минуты, но и секунды имеют решающее значение.

2. Введение.

 

Понятие аллергии и анафилактического шока.

Аллергия повышенная (измененная) чувствительность организма к какому-либо веществу, чаще с антигенными свойствами.

С каждым годом отмечается рост аллергических заболеваний, что во многом зависит от увеличения потребления лекарственных препаратов, широкого применения профилактических прививок, появления огромного количества новых химических веществ.

Все аллергические реакции могут быть разделены на две большие группы:

1. Аллергические реакции немедленного типа, протекающие преимущественно в жидких средах организма с участием реакции аллерген-антитело.

2. Аллергические реакции замедленного типа, протекающие на клеточном уровне, преимущественно с участием Т-лимфоцитов.

К одной из аллергических реакций немедленного типа относится анафилактический шок.

Анафилактический шок - это тяжелая общая реакция организма, развивающаяся в ответ на введение различных веществ, к которым у больных имеется повышенная чувствительность. Анафилактический шок возникает при введении различных веществ белковой природы (сыворотки и вакцины, анатоксин, экстракты из органов, яды насекомых и животных), лекарственных препаратов (пенициллин, анальгин, стрептомицин, новокаин, витамины группы В и др.), может развиться в ответ на бактериальные токсины.

Анафилактический шок у человека - самое тяжелое проявление аллергии. Чем быстрее после поступления в организм аллергена развивается анафилактический шок, тем тяжелее его течение. Анафилактическая реакция может возникнуть у здоровых и самых различных больных, у взрослых и у детей, у мужчин и женщин, поэтому первую помощь таким больным обязан оказать врач любой специальности, фельдшер, медицинская сестра. Без адекватной терапии в первые минуты и даже секунды развития анафилактической реакции больного не всегда удается спасти.

3. Основная часть.

 

3.1. Патогенез анафилактического шока.

 

Анафилактический шок является ответом на иммунную реакцию организма с участием введенных веществ (антигенов) и циркулирующих в крови антител. Антигены, соединяясь с антителами, образуют комплексы антиген - антитело. Иммунные комплексы повреждают стенку сосудов и клетки различных тканей. При этом освобождаются биологически активные вещества (гистамин, серотонин и др.), которые вызывают расширение сосудов и повышение проницаемости капилляров, способствуют возникновению отека тканей и спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. При этом резко уменьшается объем циркулирующей крови (ОЦК) из-за выхода плазмы в межклеточное пространство и несоответствия ОЦК возросшему объему сосудистого русла. Спазм бронхов в сочетании с усиленной секрецией бронхиальных желез ведет к нарушению бронхиальной проходимости и к острой дыхательной недостаточности. При остром развитии отека гортани возможна асфиксия.

 

3.2. Клиническая картина.

 

Тяжесть анафилактического шока в значительной мере определяется промежутком времени от момента поступления антигена в организм до развития шоковой реакции. В зависимости от этого выделяют:

молниеносную форму (развивается в течение 1-2 мин);

тяжелую форму (развивается через 5-7 мин);

шок средней тяжести (через 30 мин);

анафилактическую реакцию - синдром Лайела.

Молниеносная форма характеризуется стремительным развитием анафилактического шока («на игле»). У больного во время инъекции появляются резкая слабость, давящая боль за грудиной, головная боль, страх смерти, тошнота, рвота. Иногда симптомы развиваются так быстро, что больной успевает только сказать об этом и сразу теряет сознание. Появляются бледность и цианоз кожи, холодный пот, изо рта выступает пена, зрачки расширяются, изменяются черты лица. Пульс становится нитевидным или совсем не определяется, АД резко снижается или не определяется. При отеке гортани дыхание затрудненное, шейные вены набухшие, кожа лица синюшная, отмечаются клонические судороги, непроизвольный акт дефекации и мочеиспускания. Клиническая смерть наступает на фоне острой сердечнососудистой и дыхательной недостаточности.

При тяжелой форме симптомы развиваются менее стремительно. У больного появляются чувство жара во всем теле, шум в ушах, слабость, зуд в носоглотке, сухой надсадный кашель, резкие схваткообразные боли в животе, боли в области сердца, позывы на мочеиспускание и дефекацию. В дальнейшем симптоматика прогрессирует, отмечаются те же признаки, что и при молниеносной форме.

При шоке средней тяжести наблюдаются гиперемия кожи, сыпь типа крапивницы, отек век и ушных раковин, явления аллергического конъюнктивита, ринита; пульс частый, АД снижено до 70 мм рт.ст. Для этой формы характерно разнообразие клинических вариантов течения шока (кардиальный, респираторный, церебральный и абдоминальный варианты). При кардиальном варианте больные жалуются на боли в области сердца, шум в голове, головокружение. Быстро развивается коллапс. Возможны нарушения ритма сердца, фибрилляция, асистолия. Респираторный (астмоидный) вариант характеризуется затруднением дыхания, цианозом лица и шеи. Появляются отек гортани, спазм бронхиол, отек легких, асфиксия. Церебральный вариант проявляется головной болью, чувством страха. Отмечаются возбуждение, судороги, кратковременная потеря сознания. При абдоминальном варианте появляются острые боли в животе, понос. При осмотре - напряжение мышц передней брюшной стенки.

Синдром Лайела (эпидермальный токсический некролиз) токсико-аллергическое поражение кожи и слизистых оболочек, нередко сопровождающееся изменениями внутренних органов и нервной системы. Возникает как реакция на прием медикаментов (чаще сульфаниламиды, антибиотики, барбитураты, бутадион), приводит к развитию некролиза всех слоев эпидермиса и его отслоению. Начинается с высокой температуры, резкой слабости, иногда боли в горле. На этом фоне возникают обширные эритематозно-пузырные поражения кожи и слизистых оболочек. После вскрытия пузырей поражение приобретает сходство с ожогом I-II степени; симптом Никольского резко положительный. С появлением высыпаний состояние больных резко ухудшается. Процесс может принять генерализованный характер, сопровождается дистрофическими изменениями внутренних органов (печень, почки, кишечник, сердце и др.), токсическим поражением нервной системы. Почти 25% погибают, несмотря на интенсивную терапию.

Для всех клинических форм анафилактического шока характерны быстрое появление симптомов после введения аллергена и бурное их нарастание, частые кожные проявления.

 

3.3. Лечение.

 

При анафилактическом шоке больной нуждается в срочной и квалифицированной помощи; секунды промедления могут привести к смерти от асфиксии, коллапса, отека легких.

Все мероприятия должны быть распределены в двух главных направлениях: первое нейтрализовать агент, обусловивший анафилаксию, и второе поднять артериальное давление и улучшить (восстановить) гемодинамику. Действие в обоих направлениях следует осуществлять параллельн

Похожие работы

1 2 >