"Тускуланские Беседы" Цицерона.

заимствовано из сочинений Платона - "Федон", "Федр", "Менон"

"Тускуланские Беседы" Цицерона.

Информация

Философия

Другие материалы по предмету

Философия

Сдать работу со 100% гаранией

 

Анализ сочинения Цицерона "Тускуланские Беседы"

 

 

Античный мир сохранился в памяти Европы в двух разных

обликах. Один сложился в эпоху Ренессанса, барокко и

Просвещения, другой - на протяжении последнего столетия. В

первом облике античность предстает как "мир добродетели и

энергии", как "эстетическая школа нравственности". Второй

облик порожден стремлением пробиться сквозь толщу

сентиментальной восторженности к суровой, неприкрытой

реальности. Рим предстает в нем обществом завоевателей, лишь

немногим отличавшихся в лучшую сторону от воинства Чингиз-

хана.

 

Времена и люди, воспринимавшие греков и римлян в первом

облике, исходили прежде всего из их самосознания - из их

искусства, поэзии и, конечно же, из сочинений древних

историков. Рим был царством добродетели и героического

патриотизма, потому что он восставал таким из первой книги

Ливия, сочинений Валерия Максима и биографий Плутарха, и

оставался примером законности и права, и самоотверженной

борьбы с тиранией, поскольку об этом свидетельствовал Тацит.

Никто не сомневался, что мысли и чувства, которые вызывал у

них древний мир, были единственной адекватной

характеристикой этого мира.

 

Напротив, второй облик античности, складывавшийся на

протяжении XIX века и завершившийся в XX-ом, строился на

критике источников, на конкретном анализе, на неуклонном

прогрессе научного знания. Он был направлен на разрушение

первого облика и сознательно представлял нам античный мир

как стоявший на относительно ранней, а потому примитивной

стадии развития. Однако научная критика действовала на

первый образ античности чисто деструктивно и никакого

другого образа в противоположность ему не создала. Поэтому

обратимся к первому восприятию античности, которое зиждилось

на том, что представала как совокупность живых, эмоционально

насыщенных образов. Одним из таких ярких и насыщенных

образов был Марк Туллий Цицерон. Он прежде всего известен

как оратор - его имя стало нарицательным, менее известен как

политический деятель. Он вошел в историю мировой культуры

как представитель ораторского искусства и римской

литературы, как блестящий стилист. Как политический деятель

он имеет отношение к той эпохе и к тем событиям, которые

интересуют прежде всего историков и политологов. Однако есть

еще одна сторона деятельности Цицерона - философская. Это

наименее известный и наименее почитаемый аспект его

деятельности. Традиционно сложилось так, что никто не спорит

о достоинствах Цицерона как оратора и ритора. Но постоянно

ведутся споры вокруг Цицерона-философа. Обычно он не

признается крупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в

этой области новое слово. Но, следует подчеркнуть, что в

давно сложившемся и общепринятом мнении о Цицероне как

малосамостоятельном мыслителе, как об эклектике (в

отрицательном смысле этого слова) в значительной мере

виноват сам Цицерон. Кроме того, подобное отношение

существовало не всегда: в эпоху утверждения христианства,

христианской литературы философские труды Цицерона ценились

чрезвычайно высоко. В те эпохи, которые дали нам образ

великой античности, Цицерон, как один из самых ярких

представителей оной, выступал не только как знаменитый

оратор, но и как грандиозный мыслитель. Низкие же оценки

Цицерону и как политическому деятелю и как философу

характерны именно для прошлого столетия, которое, как

упоминалось выше, не очень то жаловало античность.

 

Я же в своей работе не собираюсь отстаивать ту или иную

точку зрения. Проведено множество исследований, дающих нам

полное представление о всех сторонах деятельности Цицерона;

доказывающих его выдающуюся роль как философа и отрицающих

оную. Моя задача, как мне представляется, более скромна:

показать на основе одного из сочинений Цицерона его

собственное отношение к философии. Выбор произведения для

осуществления поставленной цели кажется наиболее удачным.

Это одно из самых его влиятельных сочинений: "Тускуланские

беседы".

 

Но прежде чем перейти непосредственно к анализу

трактата, посмотрим, что предшествовало его написанию.

 

Итак, в 46 году Цицерон удалился от дел и живя то у

себя на вилле, то у друга своего Аттика, принялся за занятия

философией. Он поставил себе задачей популяризовать

греческую философию среди соотечественников и взялся за это

дело серьезно, как это видно из систематичности, с которой

он его вел. Хотя, читая, например, Плутарха может сложиться

впечатление, что взялся он за это дело с отчаяния; и

пребывая в глубокой депрессии обратился к философии.

Впечатление это отчасти верно, как подтверждает сам Цицерон:

" Побудила меня также обратиться к этим занятиям душевная

скорбь, вследствие великого и тяжкого удара судьбы. Если бы

я мог найти большее утешение от какого-нибудь занятия, я

предпочел бы прибегнуть к нему (а не к философии). А тем

средством, к которому я прибегнул, я не мог воспользоваться

лучше, чем отдавшись не только чтению книг, но и изучению

всей философии. "["О природе богов"] Отныне утешительная

функция философии прочно входит в философскую традицию и

занимает в ней все большее место. И нет ничего плохого, что

лишь в печали человек обращается к философии; от этого она

не теряет свою ценность, а напротив, приобретает большую.

Ведь говорил же Л. Шестов, что "философия начинается с

отчаяния".

 

Но так или иначе, за достаточно небольшой срок (около

33-х месяцев) Цицерон создал большую часть своих философских

сочинений. Для изучения обозначенного мною трактата, надо

отметить сочинения, относящиеся к данному периоду. Это

сочинения суть следующие: "Гортензий", "Академика", " О

пределах добра и Зла", "О природе богов".

 

Прежде всего Цицерон счел долгом написать сочинение в

защиту философии, против предубеждений, которые существовали

у римлян. В сочинении "Гортензий" не дошедшем до нас,

Цицерон защищает свое намерение заниматься философскими

исследованиями. Конечно, в наше время кажется странным, что

подобное намерение требует защиты, но у римлян могло

считаться предосудительным, что Цицерон, человек

государственный, оказавший важную услугу государству

подавлением заговора Катилины, оставляет государственную

деятельность и принимается за философские рассуждения.

 

К этому сочинению примыкает ~Академика~. С начала она

состояла из двух книг, потом Цицерон переработал ее в четыре

книги и во второй редакции посвятил Марку Теренцию Варрону.

В трактате излагаются философские учения начиная с Сократа;

он дошел до нас не вполне. Задача этого сочинения общая:

здесь ставится вопрос о возможностях и условиях

человеческого познания. В нем Цицерон изложил начала

философской школы, к которой сам имел наибольшую склонность-

академической.

 

Эти два произведения-род предисловия к философским

произведениям Цицерона. Несколько напоминает ~Гортензия~

введение к трактату ~О пределах добра и зла~. Тут Цицерон

тоже защищает философию, но главным образом-переложение

греческой философии на латинский язык. ~О пределах добра и

зла~ посвящено вопросу, от которого зависит все учение о

нравственности. Это учение о высшем благе. Здесь Цицерон

изложил взгляды на этот вопрос наиболее процветавших в его

время философских школ.

 

За трактатом ~О пределах добра и зла~ следует ряд

сочинений, в которых вопросы нравственной философии сводятся

на практическую почву с целью удовлетворить современным

потребностям общества, нуждавшегося в нравственной опоре

среди государственных смут и переворотов. ~Тускуланские

беседы~ по времени издания (в первой половине 44 года) и по

содержанию примыкает к трактату "О пределах добра и зла". В

них рассматривается вопрос возможно ли в различных тяжелых

положениях и обстоятельствах жизни сохранить душевное

спокойствие и свободу от страха, боли, огорчения и других

душевных расстройств, которые более всего возмущают

человеческое счастье. Цицерон был убежден, чт

Лучшие

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>