Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах

Огромный интерес был вызван открытым обсуждением еще недавно «закрытых» тем и проблем, публикацией прежде запрещенных произведений как классиков советского периода

Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах

Дипломная работа

Педагогика

Другие дипломы по предмету

Педагогика

Сдать работу со 100% гаранией

Содержание

 

Введение

Глава 1.

. Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

. Методы и приемы преподавания современной литературы в школе

Глава 2.Конспекты уроков по современной литературе

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Данная дипломная работа посвящена исследованию современной литературы в старших классах средней школы. Литература - один из главных предметов в школе. «Актуальные задачи, стоящие перед современной школой, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы литературного образования.»1 В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле. Современная школа продолжает ставить перед собой те же задачи. Но складывается сложная ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью формирования новых подходов к изучению русской отечественной литературы.

Создание школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарной направленности привело к существенному расширению границ и содержания литературного образования.

«Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии. Задачи и цели литературного образования в школе - это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны.»2 Важнейшим компонентом курса литературы является знакомство с произведениями отечественных авторов. Успешное изучение отечественной литературы закладывает надежный фундамент литературного образования и литературного развития детей и подростков, воспитания будущих патриотов своей страны, поэтому основное содержание курса составляет русская литература в ее историческом движении и связях с традициями мировой художественной литературы. Курс изучения русской литературы охватывает большой промежуток времени.

Чтобы подойти к проблеме преподавания современной литературы нужно знать ее границы. « А вот в этом вопросе в последнее время литературоведение, методика преподавания литературы (за небольшим исключением), школьная практика разошлась в трактовке понятия «современная литература». Вопрос о хронологии стал принципиально важным, так как повлек за собой серьезные проблемы в школьном преподавании современной литературы, разногласия в требованиях к знаниям учащихся в школе и вузе. До середины 80-х годов XX века современным периодом развития литературы было принято считать литературу последних полутора десятилетий».1

Но социальные изменения повлекли за собой разрушение многих стереотипов, в том числе, и в отношении преподавания современной литературы. Исследование живого художественного процесса на короткий период было переориентировано на закрытые ранее для читателя произведения андеграунда, «полочные», эмигрантские: произошла замена понятий. Хронологические рамки современной литературы расширились на несколько десятилетий. Середина 80-х годов стала эпохой литературного взрыва. Когда арсенал неопубликованных произведений был исчерпан, литературный процесс вошел в обычное русло, литературоведение вернулось к привычным канонам, но школьное преподавание оказалось на методическом распутье. Вопрос «что изучать?» не получил однозначного разрешения в связи с тем, что период «литературного взрыва» оказался чрезвычайно насыщенным первоклассными произведениями, по сравнению с ними литература 90-х годов, находящаяся в стадии становления, проигрывала качественно. «Восьмидесятые годы для методики преподавания литературы стали своеобразным магнитом, затормозившим реакцию на обновление культурного пространства.

Литературоведение считает, что переход общества в XXI век дает возможность литературу 60-70-х годов, рассматриваемую в школе, как современную, перевести в разряд исторического факта и изучать в качестве историко-литературного этапа второй половины XX века. В этой связи логически оправданным будет соотнесение понятия «современная литература» с последними полутора десятилетиями, т.е. временным периодом рубежа XX - XXI веков».1

Есть и другие точки зрения на хронологические рамки современной литературы. Иногда дата начала процесса развития современной литературы обозначается декабрем 1991 года и связывается с уходом президента СССР М.Горбачева (такой подход избирают авторы справочника «Самиздат Ленинграда. 1950-1980-е: Литературная энциклопедия», - М., 2003.)

В «Теории литературы», подготовленной коллективом ИМЛИ им. А.Горького РАН (т.4. - М., 2001), отмечается, что середина 1980 - 1990-е годы могут быть осознаны, как целостный этап, для которого характерно «начало плюралистического развития отечественного искусства».2 Поскольку многие исследователи склонны говорить о «переходном» характере данного периода, логично обозначить его границы серединой 1980-х годов XX века - началом первого десятилетия XXI века.3 Об этом говорит и кандидат филологических наук А.В.Леденев в учебнике «Русская литература XX века» для 11 класса под общей редакцией В.В.Агеносова: «С началом в 1985 году нового этапа общественно-политической жизни страны резко изменились условия развития литературы и искусства. Кардинальные перемены в политической организации общества прежде всего принесли с собой свободу слова. Именно утверждение атмосферы гласности стало первым и наиболее бесспорным достижением развернувшейся в стране перестройки. Борьба с цензурными ограничениями

вплоть до полного устранения института идеологической цензуры - осознавалась в это время творческой интеллигенцией как важнейшая нравственная задача».1

«Жить не по лжи» - этот публицистический призыв А.И.Солженицына стал девизом первых перестроечных лет. Роль общественной трибуны сыграли «толстые» литературно-художественные журналы. Именно в литературе быстрее, чем в других отраслях общественного сознания, происходили радикальные перемены. На недолгий - примерно в пять-шесть лет - период резко возросли тиражи литературно-художественной периодики.

Огромный интерес был вызван открытым обсуждением еще недавно «закрытых» тем и проблем, публикацией прежде запрещенных произведений как классиков советского периода русской литературы (М.Горького, А.Ахматовой, А.Твардовского, Б.Пастернака, А.Платонова, М.Булгакова и др.), так и писателей русского зарубежья (И.Бунина, И.Шмелева, М.Алданова, Т.Иванова, В.Набокова и др.). На смену эпохе единственно допустимой идеологии и государственного диктата в искусстве и науке пришла пора политического, научно-методологического и художественного плюрализма. Уже на рубеже «перестройки», в 1985 - 1986 г. в центральных журналах были опубликованы три произведения, сразу попавшие в фокус общественного внимания: «Пожар» В.Распутина, «Плаха» Ч.Айтматова и «Печальный детектив» В.Астафьева. Общим в этих разных по стилистике произведениях было обращение к материалу современной жизни и невиданная для литературы предшествующих лет активность, даже резкость в выражении авторской позиции. Публицистический накал трех указанных произведений предвещал общий процесс стилистической эволюции перестроечной литературы: она стала наращивать удельный вес злободневности в тематике и полемичности в выражении авторских взглядов. Эти содержательные особенности обусловили расцвет публицистических жанров в литературе второй половины 80-х годов. Публицистика заняла господствующее место в литературной жизни страны. Испытание свободой для творческой интеллигенции проходило нелегко. В этот период (на рубеже 80-90-х годов) самым живым и общественно значимым участком литературного процесса оказалась так называемая «возвращенная литература». Страницы журналов заполнялись произведениями, созданными в прежние шесть десятилетий (20-70-е годы), но неизвестными широкому читателю на территории СССР. Термин «возвращенная литература» стал активно использоваться в литературной периодике 1987 - 1991 годов. Большой читательский резонанс был вызван публикацией поэм А.Ахматовой «Реквием» и А.Твардовского «По праву памяти». Оба произведения не могли в свое время быть напечатаны из-за очевидного общественно-политического инакомыслия, проявленного их авторами. Полностью и окончательно вернулись к отечественному читателю М.Булгаков, А.Платонов, М.Цветаева, О.Мандельштам, И.Бунин и другие опальные художники, чьи книги частично уже издавались в 60-е годы. Самым долгим и сложным оказалось «возвращение» писателей, чьи произведения были идеологически нейтральными, но чья эстетика решительно расходилась с принятыми в качестве эстетической нормы образцами реализма. Это произведения Л.Добычина, К.Вагинова, обэриутов и В.Набокова. Но вот именно этот пласт уже в начале 90-х годов, оказал самое заметное влияние на стилевую эволюцию современной русской литературы. Одной из характерных черт литературного процесса конца 80-х - начала 90-х годов стало усиление интереса писателей к исторической теме. Это романы А.Рыбакова «Дети Арбата» и В.Дудинцева «Белые одежды», В.Аксенова «Московская сага», Б.Окуджавы «Упраздненный театр». Более продуктивной и художественно-состоятельной в конце 80-х - начале 90-х годов была литература, ориентированная не столько на идеологические, сколько на собственно-изобразительные цели, на исследование социально-психологических и нравственных координат современной жизни. Для писателей Л.Петрушевской,

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>