Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»

Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»

Сочинение

Литература

Другие сочинения по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин “.

 

 

Роман Евгений Онегин писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому : Я пишу теперь не роман, а роман в стихах дьявольская разница! Стихотворная форма придает Евгению Онегину черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.

Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор - действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет : Онегин, добрый мой приятель…. Здесь и вводится автор - действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.

Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:

Пора покинуть скучный брег

Мне неприязненной стихии

И средь полуденных зыбей,

Под небом Африки моей,

Вздыхать о сумрачной России…

Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова Африки моей дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах Лицея ему стала являться муза. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.

Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, когда мальчишек радостный народ коньками режет лед, и вьется первый снег, мелькает, падая на брег, и северное лето, которое автор называет карикатурой южных зим, и весна пора любви, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно и в то же время прекрасно.

Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: …она любила на балконе предупреждать зари восход или …в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор.

Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман энциклопедией русской жизни. И это действительно так. Энциклопедия это приведенное в систему обозрение, как правило от A до Я. Таковым и является роман Евгений Онегин: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от A до Я.

В восьмой главе автор называет свой роман свободным. Эта свобода это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского Я. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом волшебном крае, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, одной ногой касаясь пола, вдруг летит легкая, как пушинка.

Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех эти слов на русском нет…

Автор ведет полемику с критиком строгим, который повелевает сбросить поэтам элегии венок убогий.

Евгений Онегин это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: пересмотрел все это строго…. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.

Образ автора в романе многолик: он и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.

Роман , построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь

Похожие работы