Лирика А.С. Пушкина. Творческая эволюция поэта

Дорога, оторвав от суеты столичной жизни, дала Пушкину возможность осмотреться, спокойно осмыслить события последних лет. Итоги были такие: в Петербурге

Лирика А.С. Пушкина. Творческая эволюция поэта

Курсовой проект

Литература

Другие курсовые по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Л.Н.ТОЛСТОГО

Кафедра литературы и духовного наследия Л.Н.Толстого

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА: ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПОЭТА

 

 

Выполнена

студенткой 3 курса группы 350192

Антошечкиной Дарьей Дмитриевной

Научный руководитель

старший преподаватель кафедры литературы

и духовного наследия Л. Н. Толстого

Миронова Галина Семеновна

 

 

 

 

ТУЛА 2011г.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к рассмотрению такого вопроса, как лирика Пушкина. И эта робость оправдывается многими причинами. Так , Добролюбов говорил о том ,что «Пушкин откликнулся на все, в чем проявлялась русская жизнь; он обозрел все ее стороны, проследил ее во всех степенях » [13,С-5]. Белинский же выделял его умение « свободно переносится во все сферы жизни, во все века и страны » [13,С-5] . Эта, говоря словами Достоевского, «всемирная отзывчивость» Пушкина постепенно формировалась в процессе его духовного развития и основывалась на широком и прочном фундаменте самых разнообразных знаний . Историки , философы , политики , экономисты , археологи , фольклористы отдавали дань уважения осведомленности поэта в соответствующих областях знаний.

Чтобы понять Пушкина, нужно знать и любить его творчество.

«Все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте: он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря» (В.Г.Белинский) [20].Стихи Пушкина лаконичны, но вместе с тем полны и выразительны. «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт» (Н.В. Гоголь) [19]. .

«У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом, - и, прочитав его пьесу, чувствуешь, что от нее нечего убавить и к ней нечего прибавить» (В.Г.Белинский) [20].

Каждое его стихотворение есть отдельный мир, полный собственных сил, чуждый всяких несвойственных ему элементов, всего постороннего и лишнего, свободно движущийся в своей сфере.

«Стих Пушкина - поэтический, художественный, артистический», «необычайно верный русской действительности, изображает ли он русскую природу или русские характеры»[18]. Ведь «для истинного художника - где жизнь, там и поэзия»[20].А Пушкин - настоящий поэт.

Его чувства кристально чисты и искренни. Все они - в его лирике.

Создавая свои шедевры, поэт следовал классическим законам, по которым строятся лирические произведения, используя ритм, композицию, систему ключевых слов, понятие лирического героя, художественный вымысел и автобиографичность, совмещение личного и общественного элементов.

Цель нашей работы - проследить творческую эволюцию А.С.Пушкина на материале лирики поэта

Цель достигается путём решения следующих задач :

ØВыявить особенности лирики как рода литературы ,специфику лирических жанров , определить « вечные темы » лирики

ØВыделить периоды творчества А.С.Пушкина

ØОтметить основные темы лирики А.С.Пушкина и проследить их эволюцию

ØСистематизировать материал, и сделать выводы о творческой эволюции А.С.Пушкина на материале его лирики

Наша тема очень актуальна, так как поэтическое наследие А.С. Пушкина огромно и лишь малая его часть изучается в школе. Со стихотворениями и сказками великого поэта дети знакомятся, начиная с первого класса, как только они начинают самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках развития речи в младшей школе. Далее изучение лирики А.С. Пушкина продолжается в среднем и старшем звене школы.

Пушкин - одна из самых значительных величин в русской литературе и культуре в целом. Народность творчества Пушкина имела глубокие корни.

Она была не внешней, не поверхностной, а глубокой, истинной, основанной на любви к своему народу, на вере в его духовные силы, на понимании огромной идеологической и эстетической ценности его словесно-художественного творчества, на умении видеть мир глазами своего народа.

И эта работа пишется нами для того , чтобы более полно открыть для себя А.С.Пушкина, ведь именно глубокое знание и понимание его произведений может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя

Новизна нашей заключается в том, что мы не только анализируем лирику А.С.Пушкина, но и структурируем ее, прослеживая эволюцию творчества поэта в течение всей его короткой, но яркой жизни.

 

 

1. гл. - ЛИРИКА КАК РОД ЛИТЕРАТУРЫ: ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ. «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ» ЛИРИКИ

 

§1. Понятие лирики

 

Лирика (от греч. lý%20%d0%b8%20%d0%b4%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%b9%20<http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%94%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%20(%D0%B2%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5)/>),%20%d0%b2%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b0%d1%85%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%be%d1%88%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0%20(%d0%b8%d0%bb%d0%b8%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%b6%d0%b0)%20%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%ba%d1%80%d1%8b%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%ba%d0%b0%d0%ba%20%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b5%20%d0%b2%d1%8b%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5,%20%d0%b8%d0%b7%d0%bb%d0%b8%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d1%87%d1%83%d0%b2%d1%81%d1%82%d0%b2,%20%d0%bc%d1%8b%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b9,%20%d0%b2%d0%bf%d0%b5%d1%87%d0%b0%d1%82%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9,%20%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9,%20%d0%b6%d0%b5%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b9%20%d0%b8%20%d0%bf%d1%80.">га - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом <http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%81/> и драмой <http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%94%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%20(%D0%B2%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5)/>), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.

В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирический образ - это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни - природы и общества - могут вызвать соответствующие переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение, как бы ограничено оно ни было по размеру,- законченное художественное произведение, передающее внутренне завершённое состояние поэта.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несёт особую смысловую и эмоциональную нагрузку, лирика тяготеет к стихотворной речи, которая способствует выражению чувств поэта и более сильному эмоциональному воздействию на читателя.

В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой.

В лирическом произведении через личное поэт передаёт жизненно важное, типическое. Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, общественной борьбы, вызывающей в людях потребность выразить своё отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика, естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма.

Расцвет лирики происходит в эпоху романтизма.

Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов (Мицкевич - в Польше, Гюго - во Франции, Байрон - в Англии, Пушкин, Лермонтов, Тютчев - в России).

 

§ 2. Виды и тематика лирики

 

Существуют разнообразные классификации видов лирики.

Их различают по тематике:

·философская («Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А. Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева)

·гражданская (&#

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>