Авторское право и смежные права в Республике Беларусь

Кроме того, содержание исключительного права на произведение и объекты смежных прав определено как право использовать произведение (исполнение, фонограмму, передачу) по

Авторское право и смежные права в Республике Беларусь

Информация

Юриспруденция, право, государство

Другие материалы по предмету

Юриспруденция, право, государство

Сдать работу со 100% гаранией

Содержание

 

Законодательство об авторском праве и смежных правах: обзор основных изменений

Охраняемые произведения и объекты смежных прав. определение правового режима отдельных объектов

Личные неимущественные права авторов и исполнителей

Имущественные авторские и смежные права

Список использованных источников

Законодательство об авторском праве и смежных правах: обзор основных изменений

 

Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З "Об авторском праве и смежных правах"* (далее - новый Закон) призван заменить одноименный Закон Республики Беларусь, действующий в редакции Закона от 11.08.1998 № 194-З (далее - Закон).

Сразу же следует сделать оговорку: несмотря на формальное определение в качестве нового Закона, этот акт представляет собой хорошо переработанный вариант действующего Закона, в котором устранены очевидные недостатки и который в отдельных аспектах дополнен новыми нормами.

Основные изменения касаются используемой терминологии, определения правового режима отдельных объектов авторского права и смежных прав, перечня допускаемых случаев свободного использования охраняемых произведений и объектов смежных прав, а также договорных отношений, возникающих по поводу их создания и использования. Абсолютно новыми являются только нормы, регулирующие отношения в области коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Используемая в Законе терминология претерпела заметные изменения. Новый Закон дополнен определениями таких понятий, как "правообладатель", "составное произведение", "производное произведение", "служебное произведение" и "служебное исполнение", "издатель", "коллективное управление имущественными правами". Некоторые из применяемых в настоящее время терминов получили новые определения, а некоторые определения исключены за ненадобностью.

Следует обратить внимание на включенное в новый Закон определение термина "правообладатель", в качестве которого рассматривается физическое или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект авторского права или смежных прав на любом возможном основании: в силу факта создания объекта, в силу правопреемства, на основании заключенного договора или иного основания, определенного новым Законом. Тем самым понятие "правообладатель" определяется как родовое и включает в себя следующие категории:

·авторов, исполнителей, производителей фонограмм и вещательные организации, которые обладают первоначальными исключительными правами;

·лиц, которые приобрели исключительное право на основании заключенного договора;

·лиц, обладающих исключительными правами в силу установленной законом презумпции перехода этого права к другому лицу (наниматели авторов и исполнителей - в отношении служебных произведений и исполнений, а также производители аудиовизуальных произведений);

·лиц, приобретающих исключительные права в порядке правопреемства (наследники авторов и исполнителей, правопреемники юридических лиц, обладавших исключительными правами).

Новое определение компьютерной программы значительно расширяет это понятие, поскольку программа определяется как упорядоченная совокупность команд и данных, предназначенных для использования не только на компьютере, но и в иных системах и устройствах в целях обработки, передачи и хранения информации, производства вычислений, получения аудиовизуальных изображений и других результатов. Кроме того, в качестве части компьютерной программы будут рассматриваться включенные в нее документы, детально описывающие функционирование компьютерной программы, в том числе взаимодействие с пользователем и внешними компонентами.

Новое определение дано для передачи организации эфирного или кабельного вещания, согласно которому этот объект смежных прав определяется как передача в эфир или передача по кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, осуществляемая организацией эфирного или кабельного вещания или по ее заказу и за счет ее средств другой организацией. Новое определение называет в качестве объекта правовой охраны сам процесс вещания, что соответствует определению объекта смежного права вещательной организации, данному в Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (1961 год). Что более важно, новое определение позволяет отграничить передачу как объект смежного права от аудиовизуального произведения, являющегося объектом авторского права.

Введенное в новый Закон определение служебного произведения (аналогичное, по сути, определение дано и служебному исполнению) позволяет однозначно определить этот объект как создаваемый в рамках трудовых отношений по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором.

Уточненное определение базы данных приведено в соответствие с нормой ст.993 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) в части определения критериев для предоставления правовой охраны: как подбор, так и расположение материалов базы данных, являющиеся результатом творческого труда, могут быть самостоятельным основанием для признания базы данных объектом авторского права.

Аналогичное правило установлено и в отношении иных составных произведений (сборников, антологий и т.п.). При этом газеты и журналы прямо названы в числе составных произведений, что позволяет однозначно определить содержание исключительного права издателя как права составителя.

Существенно доработано и расширено определение термина "техническое средство защиты авторского права и смежных прав". Согласно новому Закону определение указанного термина звучит так: любая технология, техническое устройство или их компоненты, контролирующие доступ к объекту авторского права или смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении объекта авторского права или смежных прав.

Используемая в новом Законе терминология претерпела и иные изменения, которые носят преимущественно редакционный характер.

 

Охраняемые произведения и объекты смежных прав. определение правового режима отдельных объектов

 

Круг охраняемых объектов авторского права и смежных прав в новом Законе не претерпел принципиальных изменений. Однако на отдельные изменения все же хотелось бы обратить внимание.

В новом Законе устранен очевидный недостаток, присущий действующему Закону, который не называет в качестве условия предоставления охраны произведению творческий характер деятельности по его созданию. Согласно норме п.1 ст.6 нового Закона авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности.

Перечень охраняемых произведений остается открытым, однако среди названных произведений произошли определенные изменения. Наиболее примечательным является упоминание произведений дизайна, которые были несправедливо исключены из Закона при его изложении в новой редакции в 1998 году.

Произошли изменения и в системе объектов смежных прав - театральные постановки прямо отнесены к категории исполнений, а режиссеры-постановщики спектаклей названы в числе исполнителей. Тем самым решена застарелая проблема, связанная с определением правового статуса этого результата интеллектуальной деятельности. Постановки в соответствии с нормой ст.994 ГК определены в качестве самостоятельного объекта смежных прав наряду с исполнениями, фонограммами и передачами вещательных организаций.

Действующий Закон не упоминает постановки как таковые, а постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.1997 № 452 "Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства" (далее - постановление № 452) устанавливает размеры минимальных ставок авторского вознаграждения, причитающегося режиссерам-постановщикам спектаклей.

Поэтому при решении теоретической проблемы отнесения постановок к объектам либо авторского, либо смежного права, необходимо было решить и практическую проблему - сохранить за режиссерами-постановщиками спектаклей право на получение вознаграждения. В результате принятия нового Закона постановки режиссеров-постановщиков спектаклей определены как разновидность исполнений, а имущественные интересы режиссеров обеспечены за счет того, что публичное исполнение постановки названо в качестве способа использования исполнения. Вопрос о том, как быть с нормами постановления № 452, является сугубо техническим и решается путем исключения характеристики "авторское" применительно к вознаграждению, право на получение которого признается за режиссером.

Новый подход заложен в определении правового режима отдельных объектов авторского права и смежных прав, таких как аудиовизуальные произведения и компьютерные программы.

Согласно ст.12 нового Закона расширяется круг лиц, признаваемых авторами аудиовизуального произведения, - в него наряду с режиссером-постановщиком, автором сценария, автором специально созданного музыкального произведения включаются также оператор-постановщик и художник-постановщик. О необходимости расширения круга авторов аудиовизуального произведения специалисты говорили давно, поэтому признание этих 2 категорий творческих работников соавторами фильма представляется вполне обоснованным.

Изменения произошли в отношении определения правового режима компьютерных программ. Во-первых, они более не определяются как литературные произведения. Определение компьютерно

Похожие работы

1 2 3 > >>