Авторский договор

Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых

Авторский договор

Дипломная работа

Юриспруденция, право, государство

Другие дипломы по предмету

Юриспруденция, право, государство

Сдать работу со 100% гаранией

Международный Институт Экономики и Права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету «Правовое регулирование интеллектуальной собственности»

на тему

«Авторский договор»

 

Выполнил(а): студент (ка) 4 курса

очного отделения юридического факультета

Меркушова Дарья Алексеевна.

Проверил(а): к.ю.н.

Шаповалов Дмитрий Анатольевич.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010 г

Содержание

 

Введение

. Понятие и история авторского договора

. Классификация авторских договоров

.1 Авторский договор о передаче исключительных прав и авторский договор о передаче неисключительных прав

.2 Авторский договор купли-продажи и авторский договор заказа

.3 Издательский договор и постановочный договор

. Содержание договора

.1 Предмет авторского договора

.2 Права и обязанности сторон по договору

.3 Форма авторского договора

. Ответственность по авторскому договору

. Реализация авторского договора

.1 Исполнение авторского договора

.2 Изменение условий авторского договора

.3 Прекращение авторского договора

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Актуальность данной темы, заключается в том, что сегодня можно говорить о том, что большинство компаний, которые прямо связанные с использованием объектов авторского права - кинокомпании, звукозаписывающие фирмы, книжные издательства в большей своей части осознали важность заключения грамотных договоров об использовании объектов авторского права. Они уже поняли, что авторские договоры - это не дополнение к их бизнесу: это и есть их бизнес. Для них отсутствие профессионально составленных договоров - гарантия убытков и серьезных неприятностей.

В свою очередь, лучше свои права стали осознавать и авторы. Причем, если с финансовой точки зрения, присуждаемые компенсации, как и раньше, к сожалению, очень скромные, то авторам, по крайней мере, стало очевидным то обстоятельство, что неудачно составленный авторский договор (либо вообще его отсутствие) открывает перед автором широкие возможности по давлению на пользователя.

Обращение результатов интеллектуальной деятельности и прав на них обладают своими особенностями. Использование прав и их защита на объекты интеллектуальной собственности строится по системе частного права, т.е. производится правообладателем по его усмотрению. Непосредственная защита этих прав осуществляется в судах. Это означает, что правообладатель сам принимает решение об использовании своих прав, а передача прав другим лицам осуществляется на основе договоров, заключаемых на условиях юридического равенства правообладателя и пользователя.

В современном мире тиражирование материальных носителей объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», колеблется между тремя и семью процентами.

В ходе исследования в работе решаются следующие задачи:

рассмотреть историческое развитие авторского договора;

классифицировать авторские договора;

определить элементы авторского договора;

рассмотреть содержание авторского договора;

определить основания, порядок и последствия прекращения договора;

рассмотреть ответственность автора и пользователя.

 

1. Понятие и история авторского договора

авторский договор

Уже в Древней Греции существовали правила о сохранении текстов трагедий для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению. Творения должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм.

Возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.

Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто, на что имеет право.

Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей - и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства. «Закон есть... общее обещание государства», «где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением» - считали римские юристы.

Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров). Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» их позиций в качестве субъектов рыночных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство современных государств не только осуществляет контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, связанных с использованием авторских и смежных прав.

В цивилистической литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения.

В подобных определениях гражданско-правового договора акцент делается на волевое начало, а также на содержание правоотношения.

При заключении договора волеизъявление направлено на достижение определенных правовых последствий. Совершенно недостаточно выражения воли одной стороной. Эта воля должны быть доведена до сведения другой стороны и воспринята ею.

Как результат принятия сделанного предложения вторая сторона выражает свою волю. Согласованность воли одной и другой стороны приводит к заключению договора, т.е. к подчинению тем условиям, которые стороны оговорили и к обязательности их выполнения.

Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав.

Итак, авторский договор-это двусторонняя сделка, в соответствии, с которой автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Все права прямо не переданные по авторскому договору, являются непереданными.

Авторский договор выступает основной правовой формой, в рамках которой автор имеет возможность трудиться над созданием произведений. Вместе с тем, автор может создавать то или иное произведение в рамках трудовых отношений с организацией, которая нуждается в использовании его произведений. В этих случаях правовой формой, опосредствующей использование произведений автора, выступает трудовой договор.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные и имущественные права.

Личные имущественные права заключаются в следующем:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв. Здесь следует отметить, что (кроме случаев создания служебных

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>