Авторская методика музыкально-эстетического воспитания

Может возникать вопрос: зачем такой винегрет? И не лучше ли слушать 45 минут одно произведение. Рекомендую тем, кто такое спрашивает,

Авторская методика музыкально-эстетического воспитания

Статья

Психология

Другие статьи по предмету

Психология

Сдать работу со 100% гаранией

Авторская методика музыкально-эстетического воспитания

Соловьев Владимир, педагог, г. Москва

То, что предлагаю я, можно назвать методикой с некоторой натяжкой очень уж просто. Сложно другое любить и уважать детей, воспринимая их, как более достойных или, как минимум, равных. И без этого метод не работает. Процедурно же метод очень прост. Он называется "Воспитание чувства красоты у детей с помощью музыки". В первую очередь, данная тематика заинтересует, я надеюсь, тех энтузиастов, которые превыше всего ценят способность и умение ребенка и человека вообще видеть красоту.

Прежде всего, нужно подготовить 25-30 музыкальных отрывков по 2-3 минуты. Из самых разных музыкальных жанров: классика, джаз (диксиленд для начала и повеселей), фьюжн (сплав музык), эстрада, барды, фольклор, детские песни (в том числе и из детских фильмов).

Может возникать вопрос: зачем такой винегрет? И не лучше ли слушать 45 минут одно произведение. Рекомендую тем, кто такое спрашивает, попробовать на себе для начала слушание без перерыва 45 минут музыки. К тому же мы заранее не знаем, какая именно музыка понравится детям. Есть, конечно, ярые поборники классики. Или джаза. Или фольклора. Предлагаю помнить, что цивилизованность есть все-таки чувство меры. Да и с детскими душами нужно обращаться бережно мы же не тянем цветок из горшка, чтобы он быстрее вырос, а поливаем по определенному графику и ждем терпеливо, когда он расцветет. И свой компьютер чуть не вылизываем. И автомобиль. А дети чем хуже? То, что я говорю, можно назвать банальностью однако практика показывает как раз незнание или неисполнение этой самой "банальности" в ряде случаев.

Дальше все просто. Технология такая: пояснения фонограмма подведение итогов по прослушанному отрывку (см. ниже); пояснение к следующему отрывку фонограмма - и так далее.

Метод, безусловно, в основе своей примитивен но Вам не нужно придумывать ничего оригинального, так как главное уже сделано: а именно музыка написана и исполнена. О Вашей роли инженера детских душ поговорим чуть ниже. Здесь нужно обязательно учесть еще два важных условия:

1. Музыка должна быть очень хорошей просто-таки вызывающей восторг (можно и тихий).

2. Исполнители также должны быть самого высшего уровня. На эту тему следует посоветоваться с несколькими людьми. Но на детях не стоит экспериментировать в любом случае.

Можно приготовить музыкальные отрывки на лазерных дисках однако это будет дорого для большинства родителей и педагогов, так как потребуется минимум 2 лазерных проигрывателя. Поэтому лучше использовать 2 кассетных магнитофона. Либо нужно готовить всю фонограмму заранее но попасть в ситуацию довольно трудно (знаю по себе не удавалось практически никогда). К тому же запись нужно все-таки готовить заранее доходить до крайности в импровизации компоновки "на ходу" не стоит.

Нужно приготовить указанные 25-30 отрывков на нескольких кассетах. Здесь есть 2 варианта:

1. Подобрать на каждой кассете по 5-7 отрывков из разных жанров.

2. Написать на каждой отдельной кассете отрывки из одного жанра. Я лично предпочитаю 1-й вариант.

Рекомендую использовать именно 2 кассетника (или 2 катушечника) для того, чтобы спокойно, пока дети слушают, подобрать и установить следующую фонограмму, если Вы чувствуете (или видите), что как-то нужно подкорректировать тот вариант, который Вы намечали ранее.

Вообще, при всем кажущемся примитивизме базовой схемы Ваш урок должен быть произведением искусства. Педагогического искусства. И это произведение искусства может быть исполнено и таковым стать лишь при участии исполнителя, композитора, Вашем и, самое главное, детей. И Вы должны быть искренни и уметь испытывать удовольствие от того, что дети получают удовольствие. Скульптура ведь тоже делается просто "всего-навсего" отсекается все лишнее. Или картина "просто-напросто" наносится краска на нужное место.

Не стоит опасаться, что малолетние детишки (например, в школе в 0-м классе) не поймут какую-то музыку а вообще смотрите на их реакцию (и опять же все хорошо в меру). Многие взрослые почему-то думают, что если им что-то не понятно, то уж ребенку и подавно будет скучно. Им не приходит в голову, что на самом деле все наоборот. В моей практике были дети 2-3 месячного возраста (они-то уж точно никаких "умных" объяснений не понимали). Между прочим, слушание музыки очень хороший способ в большинстве случаев, работающий для того, чтобы избавиться от детского крика.

Итак. Отрывки не должны быть по длительности более 3 минут (за редким исключением) лучше пусть отрывок кончится раньше, чем пройдет интерес или ощущение новизны. Каждый отрывок нужно как-то очень просто обрисовать словами для детишек до 10 лет можно нарисовать картинки, похожие на сказки. Детям постарше лучше просто рассказать о том, что "эту музыку например, классику слушали миллионы людей; и неужели в этой музыке нет ничего такого, что было бы и вам, ребята, интересно". Нужно сделать так, чтобы они призадумались: "А действительно, может, там что-то есть, если так много людей ее слушают".

Здесь стоит отметить еще один важный момент Ваши пояснения должны быть чуть-чуть (или побольше) похожи на сказку-картинку. Ни в коем случае не стоит даже и пытаться заниматься объяснением=навязыванием того, что "означает музыка" для любителей подобного, извините, словоблудия, скажу только одно: если бы, к примеру, Сергей Васильевич Рахманинов, счел нужным оставить письменные инструкции или методические пособия, как следует понимать его музыку, он бы, наверное, это сделал. А уж если мэтр, равно как и все остальные, до этого не додумался, то и нам это делать как-то вроде не совсем удобно. Не знаю, как кому, а мне уж точно.

Да и вообще для чего же тогда придумано искусство, если не для того, чтобы выражать то, о чем нельзя сказать словами? Оставьте детям возможность самим без Вашего влияния решить, что же такое означает музыка. И прошу Вас в основном это для родителей без всяких педагогических навыков не вздумайте тянуть из ребенка слова про "высокую духовность произведения", про лес или лунную дорожку. В любом случае нужно просто сделать так, чтобы дети просто внимательно слушали. В определенном состоянии спокойном в первую очередь.

Может появиться трудность с разговорами во время звучания фонограммы - в аудитории. Я разбираюсь с этим вопросом следующим образом: предупреждаю в начале, что при разговорах я буду просто останавливать запись; а когда ребята начинают шуметь или разговаривать, я действительно останавливаю и спрашиваю лишний раз, интересно ли то, что мы слушаем. Чтобы быть уверенным в их утвердительном ответе на "140%", нужно начинать занятия с энергичной музыки (например: Tiger-Rag Луис Армстронга), во время которой дети могут даже попрыгать и покричать. Запись этого отрывка, кстати, должна быть обязательно концертной так хорошо слышны и смех, и восторженные крики в зале.

Здесь одновременно отрабатывается еще один психологический момент дети начинают доверять педагогу. При этом важно расшевелить детей. И это их возбуждение продолжается несколько минут и на этом возбуждении они будут слушать и классику, и другую музыку посложнее. И что важнее всего будут усваивать ее.

Педагогу также крайне важно обязательно иметь музыкальный вкус если можно вообще высказывать такое пожелание. Если у Вас есть сомнения на этот счет (в смысле, насчет Вашего вкуса) то это в любом случае хорошо. Но как же быть с детьми? Есть простой способ: прослушайте написанные варианты несколько раз. И прислушивайтесь к себе Вам-то самому доставляет удовольствие слушать то, что Вы отобрали.

Есть еще один хороший способ игры, позволяющий очень оживить занятия. Я раздаю детям листочки, на которых прошу их поставить оценки за "музыку №1", затем за "музыку №2" и так далее. Иногда дети спрашивают, нужно подписывать фамилии. Я отвечаю, что меня интересует их мнение. Вспомните, часто ли в школе Ваши учителя говорили Вам такое. Вспомнили? После моего ответа отношения заметно отогреваются. И я прошу их честно отвечать если не понравилось, так не понравилось. Еще после каждого отрывка я прошу поднять руки тех, у кого пятерка; потом тех, у кого двойка. Именно так в разбивку.

Листочки я собираю в конце занятия - складываю баллы и делю сумму на количество слушателей. Таким образом, можно получить статистику по различным жанрам а также по прогрессу в восприятии. Например, средний балл за классику, как правило, увеличивается. Реальный факт. В 8-м классе самой запущенной школы в знаменитом подмосковном Солнцево с первого прослушивания 3-й концерт Рахманинова оценивался в среднем, как 3,95 (то есть практически четверка). А дети 6-8 лет "кушают" практически любую (цивилизованную, естественно) музыку. И не воспринимают никак кричащую типа "металл". Вообще Эллингтон как-то сказал, что "рок это не музыка, а социальное явление".

Еще я прошу на следующее занятие кого-нибудь из детей подготовить минут на 20 такое же занятие, как провел я и провести его с моей помощью почти самостоятельно. Ребята постарше могут к тому же и сами исполнить что-нибудь. Не обязательно под гитару. Можно просто сыграть на флейте или на гобое, или на балалайке. Или на ложках, если хочется ребенку. Таким образом, на очень ранней стадии иногда уже в 5-7 лет выявляется и формируется склонность к педагогике у самих детей.

В конце занятия я прошу детей поставить оценку мне лично за проведенное занятие. Главное, чтобы все время было интересно и детям, и Вам. Ни в коем случае не нужно ругать какой-нибудь рэйв или хеви-метал. Я Вам рекомендую даже подготовить несколько подобных записей на отдельных 1-2 кассетах. А далее просто. Вы ставите метал или рэйв

Похожие работы

1 2 >