Автопортрет Репина 1878 года

Можно привести ещё несколько примеров «живописной графики» такого рода. Красив и своеобразен портрет Веры Репиной, дочери художника, сидящей на диване

Автопортрет Репина 1878 года

Информация

Культура и искусство

Другие материалы по предмету

Культура и искусство

Сдать работу со 100% гаранией

Ленинградский государственный университет им. а.с. пУШКИНА.

 

 

 

 

 

 

Реферат по: Мировой художественной культуре.

На тему: «Автопортрет И.Е. Репина 1878 года»

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1-го курса

Ф-та ЕГиТ: Шамшутдинов К.Р.

Проверила: К.и.н. Конькова Г.И.

 

Санкт Петербург

2003

- 1 -

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. Начальные уроки рисования Репин получил в топографической школе.

Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники. На свой "страх и риск" в 1863 году Репин приехал в Петербург, как раз в то время, когда группа учеников, возглавляемых И.Н. Крамским, выступила с протестом против методов академического преподавания. В Рисовальной школе при Бирже он встречается с И. Н. Крамским, который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие годы, а Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге сыграла большую роль в формировании и развитии художника.

В 1864 году Репин поступает в Академию художеств и в 1871 году блестяще заканчивает ее конкурсной картиной "Воскрешение дочери Иаира". Достоинство репинской конкурсной программы - умение переосмыслить традиционные академические законы коренным образом.

Имя Репина стало широко известным после написания картины «Бурлаки на Волге» в 1873 г.

"Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Что за людская мозаика со всех концов России" писал В.В. Стасов (друг Репина). Силу человеческого духа увидели в картине современники. О картине появилось много статей в периодической печати. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой.

 

 

- 2 -

В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. В письмах к Стасову, Крамскому, Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело, колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекается портретами Веласкеса и Рембрандта.

В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины "Парижское кафе" (1875, частное собрание, Стокгольм) и "Негритянка" (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно "Садко" (1876, ГРМ).

Подлинный расцвет творчества Репина начинается с момента его возвращения на родину в 1876 году. Он вступает в ряды Товарищества передвижных выставок и в 80-е годы становится ведущим художником среди передвижников, автором многофигурных исторических и жанровых композиций, блестящим портретистом.

70-е годы для Росси были временем бурного роста новых общественных отношений, сложного и противоречивого процесса, когда в борьбе с остатками прежнего крепостнического уклада формировались основы буржуазно-капиталистического строя. Судьбы страны, характер её дальнейшего исторического развития в сознании передовых представителей интеллигенции были теснейшим образом связаны с судьбами русского крестьянства.

Революционное освободительное движение в России этого периода приняло характер народничества. Движение было очень разнообразным, включающим в себя различные оттенки от крайне революционных до умеренно либеральных. Народничество в самом широком смысле понятия как система взглядов, идеология, а не как принадлежность к какой-либо партии, кружку, группировке окрашивало в очень большой степени литературно-художественную, духовную жизнь России 70-х начала 80-х годов. Нет сомнения, что и в творчестве Репина 70-х годов отразились какие-то стороны народнических представлений и взглядов, хотя и в весьма своеобразной форме. Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников.

 

- 3 -

В стране нарастала революционная ситуация. Всё больше обострялась борьба правительства с революционерами. Правительство было напугано массовым движением «хождения в народ». Царская полиция и жандармерия хватала молодёжь, студентов, бросала их в тюрьмы, где они томились по многу лет. Политические процессы следовали один за другим. Но ответом на эти процессы были новые действия революционеров. Меняется их тактика. Всё активнее начинают выступать приверженцы методов террора.

В январе 1877 года в Петербурге слушается дело о первой рабочей демонстрации на Казанской площади.

Конец 1877 года ознаменовался «процессом 193-х», участники которого обвинялись в революционной пропаганде. После проведения нескольких терактов народовольцами (Засулич, Соловьёв), преследования властей усилились.

Репин следит за всеми процессами. Он восхищается беспримерным героизмом молодых революционеров, жертвующих своей жизнью ради свободы. Репину не приходилось встречаться с народовольцами. Но читая в газетах отчёты о процессах, он не мог не восхищаться мужеством, бесстрашием этих людей, их решимостью самоотверженно бороться с самодержавием.

Он тяжело переживает гибель людей, которые стали ему всем этим близки и дороги… Прекрасные образы Андрея Желябова, Софьи Перовской стоят перед его глазами… Но поделиться ему в Москве не с кем. Критическое отношение к существующим порядкам, так остро ощущаемое Репиным, не находило в то время поддержки у его московских друзей художников Сурикова, Васнецова, Поленова. Чтобы как-то найти выход своим эмоциям Репин активно и продуктивно работает. Но для него, как и для народников, как и для подавляющего большинства русской интеллигенции, понятия «крестьянство» и «народ» были синонимами. Мысль о служении интеллигенции народу, «отдаче ему долга» были для Репина естественным и закономерным следствием его представлений о назначении искусства, роли художника.

 

- 4 -

Во второй половине 70-х годов в характере репинских портретов происходят значительные изменения. Прежде всего, изменяется сам круг моделей. Он значительно расширяется. Конечно, изображения родных, близких, членов семьи остаются, но появляются и такие, как портреты историка И.Е. Забелина, писателя И.С. Аксакова, обстановочные, имеющие деловой, прозаический характер; или такие, как портреты А.И. Куинджи и И.И. Шишкина, в которых обнаруживается истинно репинская жизненность и яркость психологической характеристики.

Однако наиболее интересным и главным образом наиболее новыми были так называемые крестьянские портреты, созданные во время пребывания Репина в Чугуеве.

Впервые в творчестве художника появились портреты крестьян, исполненные значительности и психологической сложности, изображённые с присущей Репину непосредственностью, жизненной убедительностью. Они неразрывно связаны со всеми произведениями, точнее, замыслами на крестьянскую тему, которые в большом количестве создал Репин в течение своего «чугуевского года».

Глубокий и верный анализ не только психологический, но и социальный в соединении с ощущением жизненной достоверности, непосредственной выхваченности героев из самой действительности и составляет главную отличительную особенность крестьянских портретов Репина 70-х годов («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»). Изобразительной форме этих произведений свойственна живописная мощь, умение выразить определённые свойства характера именно в цвете, в разнообразии самой фактуры, особенностях мазка («Протодьякон»).

Можно предложить, что замысел, композиция, «колорит» рисунка целиком подсказаны Репину опытом его работы над живописными произведениями. Это графический лист, выполненный так, как если бы художник работал красками. Недаром существует живописный вариант рисунка. Но вместе с тем это

 

- 5 -

интересный образец графики, вскрывающий специфически ей присущие возможности.

Можно привести ещё несколько примеров «живописной графики» такого рода. Красив и своеобразен портрет Веры Репиной, дочери художника, сидящей на диване с куклой в обнимку. Рисунок датирован 25 декабря 1878 года. Помимо обаяния задушевности интимности, которыми дышит этот сугубо личный, «домашний» рисунок, он привлекает и своеобразной яркостью, чуть ли не красочностью графического решения. Линия абсолютно утрачивает строгую жёсткость ранних рисунков. Контур предельно прихотлив, свободен, но вместе с тем ощущение объёма, в нём заключённого, не исчезает. Объём моделируется не штриховкой, а главным образом при помощи растушки, которой проведены лёгкие, нежные тени в лице, более отчётливые в одежде, аксессуары. Так же, как в «Чижове», штрихи, обозначающие складки, наносятся поверх растушки.

Разнообразие штрихов, пятен, дробности рисунка ковра, полосы на детских чулках всё это делает рисунок, пожалуй, несколько усложнённым. Его «красочность» может показаться утомительной. Буйная живопись утяжеляет лист, становится самоцелью, отвлекающей от характеристики образа.

Вместе с тем портрет Веры, как и сцена смерти Чижова, наглядно показывает бурный рост мастерства Репина рисовальщика. Свобода и лёгкость сменяют прежнюю скованность академической манеры. Преобладание того, что мы называли живописным началом в графике, несомненно. В этом проявилось общее увлечение живописностью

Похожие работы

1 2 >