"Государство" Платона Том 3, гл. 8

В первые дни тиран приветливо улыбается всем, кто бы ему не встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не

Государство Платона Том 3, гл. 8

Методическое пособие

Философия

Другие методички по предмету

Философия

Сдать работу со 100% гаранией

Диалог "Государство" - один из знаменитых. Таким его сделали и содержание, и мастерство изложения, и близость - правда, иногда только кажущаяся - иных его идей идеям, которые волнуют нашу современность.

"Государство" - многогранное построение философской мысли.

 

 

В образцовом государстве: жены должны быть общими, дети тоже. Царь - наиболее отличившийся в философии и военном деле.

Никто не должен ничего приобретать. За охрану стражи, продвигающиеся в военном деле будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязательность - заботится о государстве.

  1. Четыре вида извращенного государственного устройства:
  2. критско-лакедемонское устройство (тимократия);
  3. олигархия;
  4. демократия;
  5. тирания;
  6. Соответствие пяти складов характера пяти видам государственного устройства.
  7. Человек, соответствующий правлению лучших - аристократичный.
  8. Люди, соперничающие между собой и честолюбивые - лакедемоненский строй.
  9. Олигархический строй.
  10. Демократический строй.
  11. Тиранический строй.

Государственный строй основывается на честолюбии.

  1. Тимократия.
  2. Государственный строй.

Если возникает раздор, это значит, что каждые два рода увлекали в свою сторону: железный и медный влекли к наживе, приобретению земли и дома, а также золота и серебра, а золотой и серебряный род, не бедные, но наоборот, по своей природе богатые, вели души к добродетели и древнему устранению. Применяя силу и соперничая, они пришли к чему-то среднему: согласились установить государственный строй на землю и дома, распределив их между собой, а тех, кого они до той поры охраняли как друзей и кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из них сельских рабочих и слуг, сами же занялись военным делом и сторожевой службой. Этот государственной строй - нечто среднее между аристократией и олигархией.

Особенности:

В почитании правителей в том, что защитники страны будут воздерживаться от земледельческих работ, ремесел и других видов наживы, в устройство совместных трапез, в телесных управлениях и воинских состязаниях - во всем подобном - этот строй будет подражать предшествующему.

На государственной должности - не мудрые люди, а те, кто яростны духом и те, что попроще - рождены для войны.

Это государство будет вечно воевать. Люди будут жадны до денег, но будут тратиться не считаясь с расходами на женщин. Они бережливы, так как деньги в чести. Свое состояние скрывают, их воспитало насилие, а не убеждение.

  1. "Тимократический" человек.

Человек жесткий, менее образован, хотя ценит образованность и охотно сам слушает других, но не владеет словом.

С рабами такой человек жесток, хотя и не презирает, так как достаточно воспитан, в обращении со свободными людьми учтив, а с властями чрезвычайно послушен.

Основанием власти считает - военный подвиг.

В молодости такой человек презирает деньги, но чем старше становится, тем больше их любит. Кто среди граждан делает свое дело, тех назначают простаками и их не принимают в расчет, а кто берется не за свое дело, тех уважают и хвалят. Под влиянием отцов развивается разумное начало, а под влиянием остальных людей - вожделеющее и яростное. Отсюда следует становиться человеком честолюбивым и стремиться выдвинуться.

  1. Олигархия.
  2. Государственный строй.

Это строй основывается на имущем цензе, у власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении. Скопление золота в кладовых и у частных лиц губит тимократию, они выискивают на что его употребить, для чего перетолковывают законы, мало с ними считаясь, так поступают и сами богачи и их жены. Затем они уподобляют себе и все население. Почитают богатство, значит меньше ценится добродетель.

Вместо стремления выдвигаться и удостаиваться почестей, развивается наклонность к наживе и стяжательству, получают одобрение богачи, их назначают на государственные должности. Бедняк не в почете.

Установление имущим ценза становится законом и нормой строя, к власти не допускают, у кого нет установленного имущественного ценза. Строй держится применением вооруженной силы или запугивания. Такого рода государства разделяются на 2 группы:

первая - бедняки

вторая - богачи.

Главный порок - норма, на которой он основан станут злоумышлять друг против друга. Но не смогут вести войну (из-за денег). Когда богатый человек расходует свои средства, то это не приносит пользы государству. Здесь чуть ли не все бедны, кроме правителей.

  1. "Олигархический" человек.

Рассмотрим переход от тимократического склада к олигархическому. Родившийся у него сын сперва старается подражать отцу, а потом видит, что отец терпит крушение. Увидев это, он в глубине души свергает с престола честолюбие и яростный дух. Присмирев из-за бедности, он ударяется в стяжательство, в крайнюю бережливость и копит деньги своим трудом.

У этого человека ничего потом не будет вызывать восторга, кроме богатства и почестей. Честолюбие будет направлено на стяжательство. Продукт превращения любви к почестям в любовь к деньгам. Человек бережлив, деятелен, удовлетворяет сои лишь насущные желания, не допуская других трат. Ходит замухрышкой, из всего извлекая прибыль и делая накопление. Из-за недостатка воспитания у него появляются наклонности трутня, отчасти нищенские, отчасти преступные. Не желает тратить деньги ради победы и удовлетворения благородного честолюбия.

Причина: в ненасытной погоне за предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо быть как можно богаче.

При олигархии правители не захотят ограничивать законом распущенность молодых людей и запрещать им расточать и губить свое состояние, напротив, будут скупать их имущество.

Гражданам такого государства невозможно почитать богатство и вместе с тем обладать рассудительностью.

В олигархических государствах не обращают внимание на распущенность. Люди сидят без дела и те, кто владеет имуществом, замышляют переворот.

Дельцы между тем, поглощены своими делами, не замечают таких людей, они приглядываются к остальным, и своими денежными ссудами наносят раны тем, кто податлив, взимая проценты, превышая первоначальный долг, разводят в государстве трутней и нищих, молодежь ленива и бездеятельна.

Так, и государство заболевает и воюет само с собой по малейшему поводу, причем некоторые его граждане опираются на помощь стороны какого-либо олигархического государства, а другой на помощь демократического.

  1. Демократия.
  2. Государственный строй.

Осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожают, иных изгоняют, а остальных уравнивают в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит по жребию.

Люди свободные: в государстве появится полная свобода и возможность делать, что хочешь. Каждый строит себе жизнь по своему вкусу. Люди будут очень различны.

При этом строе удобно избирать государственное устройство.

В демократическом государстве нет надобности принимать участие в государственном управлении, даже если ты желаешь или воевать когда другие воюют, или соблюдать условия мира, когда этого не жаждешь.

Демократический строй не озабочен, тем от каких кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. Существует своеобразное равенство - уравнивающее равных и неравных.

  1. "Демократический" человек.

Человек усилием воли подавляет в себе те вожделения, что ведут к расточительству, а не к наживе. Вожделения необходимые - это те, от которых мы не в состоянии избавиться, можно было бы по справедливости назвать их так, а так же удовлетворение которых приносит нам пользу.

Как из олигархического человека получается демократический?

Когда юноша вырастет без должного воспитания в обстановке бережливости вдруг отведает меда покрупней - это и будет началом перехода.

Он убежден, что умеренность и порядок в расходовании средств - это деревенское невежество и черта низменная, они удаляют из своих пределов, опираясь на множество бесполезных прихотей.

Очистив душу юноши, уже захваченную ими и посвященную в великие таинства, они затем низведут туда с блеском в сопровождении хора, наглость и распутство назовут свободой великолепием, бесстыдство - мужеством.

Потом трата денег, усилит досуга станет ничуть не больше, чем на лишенные необходимости.

Такой человек живет, угождая первому налетевшему на него желанию. В его жизни нет порядка. Человек разнообразен, многолик, как его государство.

  1. Тирания.
  2. Государственный строй.

Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавляемом виде, а своих должностных лиц карает.

Переселенец уравнивается с уроженцем. Молодые начинают подражать взрослым, состязаться с ними в рассуждениях и делах. Душа граждан делается крайне чувствительной, все принудительное вызывает у них возмущение, как нечто недопустимое. А потом, они перестанут считаться даже с законами, чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти. Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. Болезнь, появление праздных и расточительных людей.

Три части демократического государства:

  1. трутни - возникают в следствии своеволия, их отстраняют от занимаемых должностей при олигархии, а при демократи

Похожие работы

1 2 >