Закон диалектического противоречия.

Характер волнений крестьянства осложнился его взаимоотношениями с княжеской властью. Ряд крестьян - смердов принадлежали к числу княжеских данников. На Белоозере,

Закон диалектического противоречия.

Контрольная работа

Философия

Другие контрольные работы по предмету

Философия

Сдать работу со 100% гаранией

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «БЕЛАРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Факультет: Предпринимательства и управления

Кафедра: Педагогики

 

 

 

Контрольная работа

Тема: «Философия»

 

 

 

 

Выполнил студент I курса

группы 52-ЗЭИ

Зачетная книжка №506020

Братулин Евгений Петрович

Проверил:_________________

 

 

 

 

 

Минск 2006

ТЕМА: Закон диалектического противоречия.

 

Содержание:

 

  1. Сущность закона и его основные категории: тождество, различие, противоположность, противоречие.
  2. Диалектические противоречия источник движения и развития.
  3. Всеобщность и специфический характер противоречий, их многообразие и основные виды.
  4. Социальные противоречия и способы их разрешения.
  5. Сущность закона и его основные категории: тождество,

различие, противоположность, противоречие.

 

Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют законами. Признание универсальной законосообразности вещей и процессов, наличие в них устойчивых регулярностей является непременной предпосылкой всякого рационального познания и целенаправленного преобразования реальности. Открытие регулярных связей, зависимостей, схем детерминации явлений концентрирует в себе наиболее важные процессы и результаты познавательной деятельности людей. «...Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса». Категориальные структуры, выражающие универсальные связи бытия, могут рассматриваться как совокупность наиболее общих закономерностей реального мира и тем самым принципов его познания, осмысления.

В известном смысле все формы знаний об универсальных связях бытия в контексте материалистической диалектики могут быть представлены как сложная совокупность тесно связанных между собой универсальных закономерностей природного и социального бытия, а также их познания. Разграничение диалектических законов, принципов, категориальных соотношений весьма условно. Закономерности, которые открывают и осмысливают философы, носят предельно общий, универсальный характер. Область их действия, в отличие от законов, устанавливаемых в специальных науках, безгранична.

Кроме того, в философии осмысливается, разрабатывается сама идея, концепция законосообразности всего сущего. Так, в древнекитайском учении о Дао, в идее логоса у Гераклита выражалась первоначальная постановка вопроса о всеобщем законе, управляющем всем существующим. Позже на смену этому самому общему представлению о законе, еще насыщенному мифологическими и эмоциональными образами, не вполне отделившемуся от наивных религиозных идей о вечной, неизменной судьбе, слабо связанному с экспериментальной практикой, пришло более развитое понятие закона, которое воплотило в себе суть нового научного объяснения мира, выработанного в XVI XVII веках. Правда, и в это время понятие закона природы формировалось не без влияния древней по своим корням идеи бога, предписывающего природе законы. Но постепенно понимание законов приобретало новые черты: привходящие, ненаучные компоненты отходили на задний план, уступая место экспериментально наблюдаемым устойчивым связям явлений.

Трудами Галилея и Коперника закладывались основания математической физики, предтечей и моделью которой была физика Архимеда. Здесь берет свое начало современная наука. С этого времени она постоянно увеличивает число открытых законов, еще глубже и полнее охватывая систему объективных связей действительности. Именно в новое время всемерно укрепляется идея законосообразности мира, она становится стержнем мировоззрения и научного познания. Свое зрелое выражение понятие закона природы получило в XVII веке в трудах Декарта и Спинозы. Выявление закономерностей осознается как существо, цель и смысл научного познания.

Философия же свою задачу видела в обобщении практических и научных представлений о законах, разработке самого общего учения о законосообразности, детерминации явлений. Вместе с тем философская мысль стремилась выявить также особого рода закономерности, выпадавшие по тем или иным причинам из компетенции конкретных наук. Начиная с Аристотеля, который первым очертил специфически философский подход к миру, большинство философов признавало направленность философии на коренные законы, принципы бытия и его познания, универсальные основы действующих, изменяющихся причинных и других связей. Стремление постичь мир как связное целое постоянно выводило философов к уяснению самых общих закономерностей.

Диалектико-материалистическая ориентация на обобщение выводов науки и практики позволяет формулировать философские закономерности, имеющие реальную, притом обширную связь с наукой и воплощающие в себе объективное знание об универсальных связях явлений, их диалектических соотношениях. Такие закономерности выступают как предельное обобщение достаточно больших групп более конкретных законов, а также как обобщенное выражение мыслительных схем анализа и синтеза в самых различных областях познания и практики. Так, закон перехода количественных изменений в качественные был довольно рано найденной первичной философской догадкой. Пройдя разные стадии последующей теоретической разработки, он получил широкое научное подтверждение, но и на зрелых стадиях научного познания он не утратил своего значения как формы философского мироуяснения. В нем через диалектическую связь категорий воплощено предельное обобщение, синтез соответствующего типа связей.

Познание, философское осмысление диалектической закономерности проходит различные этапы от первичной, иногда наивной догадки к более зрелой, оформленной в соответствующих понятиях (соотношение категорий) и опытно подкрепленной идее, далее к системно-теоретическому знанию и, наконец, к разрабатываемым на его основе методологическим принципам, познавательным приемам и процедурам. Навык, умение, порой даже искусство применения таких приемов очень важны в диалектике. Здесь нельзя ограничиваться простой констатацией той или иной диалектической связи лишь в виде знания результата. Диалектические соотношения категорий служат концептуальными орудиями уяснения все новых и новых предметных областей, решения многообразных проблем.

Материалистическая диалектика представляет собой теоретический философский «образ» мира в сложном сплетении его связей, взаимодействий, в его изменении, развитии. Но этого недостаточно. Диалектика плюс к этому всегда есть и «образ» мысли совокупность познавательных приемов, методов такого понятийного мышления, которое способно уяснить сложную, противоречивую, постоянно изменяющуюся действительность. Суммарно, обобщенно этот аспект диалектики выражают через совокупность познавательных норм, рекомендаций диалектического изучения и истолкования мира.

 

Тождество и различие.

Логическое движение мысли часто базируется на допущении, что предмет (на протяжении рассуждения о нем) остается тем же самым предметом, сохраняет свою устойчивость или тождественность самому себе. В основе закона тождества (А=А) лежит абстракция отождествления: отвлечение от совершающихся в предметах изменений и концентрация внимания на его устойчивых характеристиках. Такая операция необходима и оправданна в рассуждениях в тех пределах, в каких изменениями предмета можно пренебречь. Метафизический взгляд на мир, абсолютизируя одну из сторон, исходит из представлений о реальной неизменности предметов, лишаясь, таким образом, возможности адекватного отображения подвижного, изменчивого бытия. При диалектическом взгляде на вещи их тождество и различие рассматриваются как «пульсирующие», неразрывно связанные друг с другом моменты.

Понятие «изменение» предполагает некоторый относительно устойчивый объект, имеющий в разное время, кроме сохраняющихся, также и разнящиеся между собой характеристики.

Когда говорят: «тот же самый» или «другой, иной» применительно к разным предметам, речь идет тем самым об одинаковых или различных предметах. Об изменении же можно говорить лишь при сопоставлении двух или более различных состояний одного объекта.

В природе и обществе не существует предметов, не подверженных изменениям, остающихся тождественными самим себе. Даже при значительной устойчивости многих структур происходят постоянные изменения, снимающие их «абстрактное тождество» с самими собою. Так, геология изучает постоянно совершающиеся поверхностные и внутренние процессы: механические изменения (выветривание, изменение давления, поднятие почвы, землетрясения и др.), тепловые (вулканические), химические (под действием воды, кислот, связывающих веществ) изменения.

«Абстрактное тождество» немыслимо обнаружить реально. Растение, клетка, животное, пояснял Энгельс, в каждое мгновение своей жизни тождественны с собой и, тем не менее, отличаются от самих себя. Постоянно происходит усвоение и выделение веществ, дыхание, образование и отмирание клеток и т. д. Благодаря накоплению молекулярных и других изменений, составляющих жизнь, происходят наблюдаемые изменения в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть. По мере развития диалектики все яснее сознавалось: чертой изменяющихся вещей является лишь относительная устойчивость. Метафизическое рассмотрение предметов как тождественных себе абсолютизация относительной устойчивости, недооценк

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>