Загадка Джоконды

«Мо́на Ли́за» («Джоко́нда»; итал. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> La Gioconda, фр. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> La Joconde, полное название - Портре́т госпожи́ Ли́зы Джоко́ндо, итал. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA>

Загадка Джоконды

Информация

Культура и искусство

Другие материалы по предмету

Культура и искусство

Сдать работу со 100% гаранией

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по мировой художественной культуре

на тему: Загадка Джоконды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита - 2011

План

 

Введение

. Название и описание картины

. Улыбка Моны Лизы - одна из самых знаменитых загадок картины

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Леонардо да Винчи - величайший учёный и живописец эпохи Возрождения, скульптор, инженер и архитектор, гений всех эпох.

Леонардо первым изобрел многие достижения цивилизации, осуществить которые удалось только незадолго до наших дней. Ему принадлежат первые чертежи воздушно-летательного аппарата, движущихся механизмов, сложная система подачи воды и канализации и многое-многое другое.

Великий ученый в жизни говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами, писал левой рукой справа налево, переворачивая буквы в зеркальном отображении. Леонардо не подписывал своих произведений, но оставлял на них опознавательные знаки - взлетающую птицу. По ней его произведения неожиданно обнаруживаются через века.

Кроме многочисленных загадок и ребусов Леонардо создал гениальный и невероятно загадочный портрет - портрет Джоконды (Моны Лизы) <http://www.c-cafe.ru/words/131/12961.php>. Зрители, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства, и невозможно однозначно охарактеризовать внутреннее состояние изображенной женщины. Необъяснимым остается то, что кроется за необыкновенной техникой, применяемой в портрете - ведь главная загадка его в необъяснимом выражении лица, в непонятной "ускользающей" улыбке.

 

1. Название и описание картины

 

 

«Мо́на Ли́за» («Джоко́нда»; итал. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> La Gioconda, фр. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> La Joconde, полное название - Портре́т госпожи́ Ли́зы Джоко́ндо, итал. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) - картина Леонардо да Винчи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE_%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8>, находящаяся в Лувре <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B2%D1%80> (Париж <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6>, Франция <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F>), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82> Лизы Герардини, супруги торговца шёлком <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%91%D0%BB%D0%BA> из Флоренции <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F> Франческо дель Джокондо, написанным около 1503 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1503_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>-1505 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1505_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> года.

Полное название картины итал. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Ritratto di Monna Lisa del Giocondo - «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Вторая часть имени модели, считающаяся фамилией её мужа - del Giocondo, по-итальянски также имеет прямое значение и переводится как «весёлый, играющий» и соответственно la Gioconda - «весёлая, играющая» (ср. с англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> joking).

Впервые название «La Joconda» упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B8>, наследника и ученика да Винчи, который оставил картину своим сёстрам в Милане. Надпись описывает её как портрет дамы по имени Ла Джоконда.

На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%28%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%80%29> (по некоторым предположениям - атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута.

Искусствовед Борис Виппер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D1%80,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE>: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%BE%D0%B1>.

Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D1%8F>, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета.

Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками».

Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0>.

Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».

Михаил Алпатов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура ее образует нечто целое, сложенные руки придают ее образу завершенность. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего „Благовещения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE_%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8%29>. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии».

 

2. Улыбка Моны Лизы - одна из самых знаменитых загадок картины

 

Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. О картине не вспоминали особенно до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC> движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Критик Уолтер Патер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%A3%D0%BE%D0%BB%D1%82%D0%B5%D1%80> в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».

Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет.

«Мона Лиза» на сегодн

Похожие работы

1 2 3 > >>