Жанр сказки в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина

Так, в сказке Карась-идеалист представлена система идей, которая отвечала мировоззрению самого Щедрина. Это вера в идеал социального равенства и вера

Жанр сказки в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина

Сочинение

Литература

Другие сочинения по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

ЖАНР СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

 

Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог его сатирического творчества. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирическое творчество писателя. Как жанр щедринская сказка постепенно вызревала в творчестве писателя из фантастических и образных элементов его сатиры. Немало в них и фольклорных заставок, начиная от использования формы давно прошедшего времени (Жил-был) и заканчивая обильным количеством пословиц и поговорок, которыми они пересыпаны. В своих сказках писатель затрагивает множество проблем: социальных, политических и идеологических. Так, жизнь русского общества запечатлена в них в длинном ряду миниатюрных по объему картин. В сказках представлена социальная анатомия общества в виде целой галереи зооморфных, сказочных образов.

Так, в сказке Карась-идеалист представлена система идей, которая отвечала мировоззрению самого Щедрина. Это вера в идеал социального равенства и вера в гармонию, во всеобщее счастье. Но, напоминает писатель: На то и щука, чтобы караси не дремали. Карась выступает в роли проповедника. Он красноречив и прекрасен в проповеди братской любви: Знаешь ли ты, что такое добродетель? Щука раскрыла рот от удивления, машинально потянула воду и... проглотила карася. Такова природа всех щук жрать карасей. В этой крохотной трагедии Щедрин представил то, что характерно всякому обществу и всякой организации, что составляет природный и естественный закон их развития: есть сильные, кто ест, и есть слабые кого едят. А общественный прогресс это обычный процесс пожирания одних другими. Конечно, в демократических кругах подобный пессимизм художника вызвал споры и нарекания. Но прошло время и щедринская правота стала правотой исторической.

Но доставалось в сказках не только интеллигенции. Хорош и народ в своей рабской покорности. Страшные и нехорошие картинки нарисовал писатель в Повести о том, как один мужик двух генералов накормил.

Вот портрет крестьянина. Громадный мужичина, на все руки мастер. И яблок с дерева достал, и картофель из земли добыл, и силок приготовил для рябчиков из собственных волос, и огонь извлек, и провизии напек, и пуха лебяжьего набрал. И что же? Генералам по десятку яблок, а себе одно, кислое. Сам и веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи. Да еще готов был генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не брезговали! Сколько генералы ни ругают мужика за тунеядство, а мужик все гребет и гребет, да кормит генералов селедками. Трудно представить себе более рельефное и отчетливое изображение нравственного состояния крестьян: пассивная рабская психология, невежество. Щедрин словно видит русский народ глазами Порфирия Петровича из Преступления и наказания. Тот прямо называл мужика иностранцем, настолько недоступен был для него образ мыслей, поведение и мораль русского народа.

У Щедрина подобное отношение к своему народу приобрело притчеобразную и доступную форму.

Щедрин любуется силой и выносливостью мужика, которые для него так же естественны, как и его беспримерная покорность и полный идиотизм. В этом контексте нехарактерна сказка Медведь на воеводстве, где мужики все-таки теряют терпение и сажают медведя на рогатину. Однако Топтыгин 2-й в этой сказке не столько эксплуататор, сколько обычный грабитель, этакий Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев из Истории одного города. А разбойников на Руси никогда не жаловали отсюда и рогатина.

В своих сказках Щедрин полон сарказма. В них он никого не жалует. Достается всем: и правым и неправым, и пескарям премудрым, и русским либералам, и щуке, и самодержавию, и мужикам русским.

Вспомним моральный кодекс вяленой воблы: Тише едешь, дальше будешь; маленькая рыбка лучше, чем большой таракан... Уши выше лба не растут вот что Щедрину противно особо, аккуратная серость. Против нее протест, язвительная сатира сказок. И все же выборы не утешительные, сказки Щедрина актуальны и сейчас, а следовательно, общество наше стабильно: карасей глотают, генералов кормят, вобла проповедствует, здравомыслящий заяц с лисой играет, в общем, все по-прежнему: И всякому зверю свое житье: льву львиное, лисе лисье, зайцу заячье.

Похожие работы