Жан Поль Сартр и экзистенциализм

Тогда есть лишь индивидуум, подчиняемый роду и обществу, тогда природа стоит выше человека и он лишь часть ее ."

Жан Поль Сартр и экзистенциализм

Информация

Философия

Другие материалы по предмету

Философия

Сдать работу со 100% гаранией

ЖАН ПОЛЬ САРТР И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

"Экзистенциализм это гуманизм". Название этой книги французского философа, писателя и драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма, как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии . Экзистенциализм, или философия существования ( от позднелатинского existentia существование) зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность.Среди первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева, хотя основное развитие это течение получило после 1-ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в сороковых годах в работах Альбера Камю, Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар.В то же время своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Достоевского и Ницше .

В философском отношении на экзистенциализм оказали преобладающее влияние такое направление как философия жизни, а также феноменология Гуссерля и Шеллера . Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис, вызванный войнами и страданиями .В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности, к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости . Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла личное решение, волевой акт уверткам "трусливого разума". В этом смысле характерными являются слова Антуана Сент-Экзюпери : " Франция приняла бой вопреки правде логиков . . . Логики были правы . Война для нас означала разгром . Но разве должна была Франция ради того, чтобы избавить себя от поражения, не принимать боя ? Не думаю . И Франция интуитивно пришла к тому же решению : никакие увещевания не заставили ее уклониться от боя . Дух в нашей стране взял верх над разумом ." Именно поэтому экзистенциализм нельзя назвать академической доктриной .Его основная тема человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, близкая любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает это направление популярным среди художественной интеллигенции ( Э. Хемингуэй,С. Беккет, А. СентЭкзюпери ), а с другой побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства ( Сартр, Камю, Марсель ) . Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием мира, причем это в равной степени относится как к религиозному направлению экзистенциализма ( Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов), так и к атеистическому ( Хайдеггер, Сартр, Камю, Мерло-Понти ), поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества признание того, что бог умер ( " из жалости к человеку", как часто цитируют Ницше), сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога .

Одним из крупнейших представителей атеистического экзистенциализма является и Жан Поль Сартр . Он родился в 1905 году, образование получил в лицеях Ла-Рошели, кончил Высшую нормальную школу в Париже по отделению философии, в 1934 году стажировался во Французском институте в Берлине .Господствовавший тогда во французской университетской культуре абстрактный идеализм Брюнсвика был бессилен что-либо противопоставить идеологии гитлеризма, угрожавшего миру разрушением всех человеческих ценностей.

Именно в эти годы всеобщей безысходности Сартр начал свою литературную и общественную деятельность . Известность Сартру принесли роман "Тошнота" (1938) и сборник рассказов "Стена" (1939), в которых ярко проявилось мировоззрение писателя . В самое трудное для Франции время,в годы фашистской оккупации Сартр, верный внутренним убеждениям, был активным участником Движения Сопротивления ; тогда им была написана основная философская работа "Бытие и ничто", ставшая его докторской диссертацией . Но популярность Сартр приобрел в послевоенные годы, когда он, совмещая общественную и литературную деятельность (Сартр был основателем и директором журнала "Les Temps Modernes", участником многочисленных движений и организаций), проявил себя как писатель и драматург, автор романной трилогии "Пути к свободе"(1945-1949), ряда пьес и автобиографической повести "Слова"(1964), принесшей ему высшее официальное признание Нобелевскую премию ( от которой Сартр поспешил отказаться, не желая связывать свое имя с идеологически ангажированным институтом ) . На закате своего творческого пути Сартр все более заметно склонялся к левым, социалистическим идеям, однако это не помешало ему выступить с критикой марксизма как догматического, материалистического учения ("Марксизм и экзистенциализм") .Независимая жизненная позиция, бунтарский дух Сартра достаточно убедительно отражают его философское мировоззрение, которое внесло значительный вклад в развитие экзистенциализма .При этом идеи Сартра достаточно точно вписываются в рамки базовой теории экзистенциализма, поэтому, прежде чем рассматривать вклад французского философа как таковой, в методологическом плане представляется целесообразным дать общий анализ основных положений экзистенциализма . Экзистенциализм как целостное учение строится на принципиально новом понятии такой категории, как бытие . Экзистенциалисты стремятся понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки, предполагающей опосредование этот основной принцип мышления . Бытие, согласно экзистенциалистам, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни та система связей, которая конструируется научным мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей, познание которого составляло задачу классического рационализма ; во всех этих случаях проводится различие и даже противопоставление субъекта объекту . Преодоление этой противоположности объекта и объекта, если оно допускается, как, например, у Спинозы или Гегеля, для рационалистов возможно лишь в мышлении и является конечным пунктом, целью их философствования . Экзистенциализм рассматривает бытие как некую изначальную непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта ; познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть, и бытие может быть постигнуто только через самое себя . При этом в качестве изначального и подлинного бытия выступает переживание субъектом своего "бытияв-мире". Таким образом, бытие здесь дано непосредственно, в виде собственного бытия существования, то есть экзистенции .Для описания структуры экзистенции экзистенциалистами был использован феноменологический метод Гуссерля в качестве структуры сознания выделялась его направленность на другое, интенциональность . В атеистическом варианте экзистенциализма, теоретиком которого был, в частности Сартр, экзистенция определяется как бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность . Структура экзистенции описывается в виде набора модусов человеческого существования . Такие модусы экзистенции, как забота, страх, решимость, совесть определяются через смерть, как способ соприкосновения с ничто . Поэтому именно в пограничной ситуации человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа .Важнейшим свойством экзистенции является выхождение за свои пределы, или трансцендирование . С точки зрения религиозного экзистенциализма, трансцендентное это бог, и хотя он не познаваем, но все духовное творчество есть выражение стремления к богу, попытка выразить его, хотя и терпящее крушение изза невозможности адекватного постижения бога .А продукты этого творчества есть ни что иное, как шифры трансценденции .Экзистенциалисты-атеисты, в свою очередь, определяют трансценденцию как ничто, как глубочайшую тайну экзистенции .

Социальный смысл учения об экзистенции и трансценденции раскрывается в экзистенциалистских концепциях личности и свободы .

Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов ( поскольку развитая экономика предполагает объединение коллективных усилий ). А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу . Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается, в сущности, отрицательной : свобода, которую оно может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением свобода экономическая, политическая и т.д. Подлинная же свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции.

Общество таким образом лишь ограничивает личность .

Экзистенциализм перемещает центр тяжести с родового, общественного на единичного человека . При этом, однако, для религиозного экзистенциализма важен индивидуум не сам по себе, а лишь постольку, поскольку он есть "явленность трансцендентального".

В этой связи вводится различие индивидуальности и личности . По словам Бердяева "личность предполагает существование сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она поднимается в своей реализации . Личности нет, если нет бытия выше ее стоящего .

Тогда есть лишь индивидуум, подчиняемый роду и обществу, тогда природа стоит выше человека и он лишь часть ее ." Экзистенциализм различает в человеке как бы несколько слоев : природный ( биологический и психологический ), изучаемый естественными науками и составляющий его природную, эмпирическую индивидуальность; социальный, изучаемый социологией ; духовный, являющийся предметом изучения истории и философии ; и, наконец, экзистенциальный, который не подд

Похожие работы

1 2 3 > >>