Единство не лишает нас национального своеобразия

Первые точные сведения об восточных славянских племенах даёт знаменитый древнегреческий историк Геродот. Он упоминает в своих рукописях о племени будинов

Единство не лишает нас национального своеобразия

Информация

История

Другие материалы по предмету

История

Сдать работу со 100% гаранией

Ракитницкая средняя общеобразовательная школа

Жабинковский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: ЕДИНСТВО НЕ ЛИШАЕТ НАС НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ

 

 

 

 

Капкин Иван Васильевич, учащийся 9 класса

Руководитель: Игнатюк Наталья Васильевна

 

Единство - это сложное понятие, но для нас, славян, единство, прежде всего, значит единое государство всех восточных славян - объединение россиян, белорусов и украинцев. Однако, несмотря на значительное сходство, обусловленное общими историческими и культурными корнями, между народами имеются некоторые различия в их языке, национальных обычаях, культуре, географическом расположении и расселении, а также в историческом взаимодействии восточнославянских народов. Но, несмотря на это, у всех славянских народов одни исторические корни и, соответственно, должна быть одна общая историческая прародина.

Долгое время учёные искали прародину восточных славян. При этом выдвигались самые различные версии: одни учёные размещали её на Дунае, другие в Европе, третьи вообще в Африке. Но путём современных научных изысканий и методов учёные определили, что корни всех восточных славян находились в Южной Азии, на севере современной Индии. Ввиду того, что из Индии наши далёкие предки переселялись в Европу, учёные наименовали древних предков славян и вообще всех европейских народов индоевропейцами. Время переселения индоевропейских народов в Европу - около 20-30 тысяч лет назад. Окончательное же выделение славян, в том числе и восточных, из среды индоевропейцев произошло примерно 10 тысяч лет назад. К сожалению глубокая древность не оставила нам точных сведений о названиях тех древнеславянских племён и местах их поселений. Однако археологи сумели найти немало мест стоянок людей того времени и определить, что самые первые из них относятся к позднему неолиту и таким образом определить время переселения индоевропейцев в Восточную Европу.

Первые точные сведения об восточных славянских племенах даёт знаменитый древнегреческий историк Геродот. Он упоминает в своих рукописях о племени будинов и описывает их как высоких светловолосых людей с голубыми глазами, трудолюбивых и смелых. Эти признаки в целом характерны для восточных славян. Позднее римский историк I века нашей эры Птолемей сообщает о проживании племён в бассейне реки Днепр, чьё внешнее описание совпадает с вышеприведённым описанием Геродота. Также римлянин сообщает названия этих племён и их более крупных союзов племен: скифы, анты и склавины. Вероятно, что именно от последнего названия - склавины - и произошло слово "славяне". Из более поздних исторических источников, в частности византийских хроник 6-7 вв., скифы и анты уже не упоминаются. Вероятно, они ассимилировались со склавинами. Кроме того, в то время произошло окончательное разделение славян на три ветви: западную, восточную и южную. Западные славяне проживали в междуречье рек Эльбы и Вислы и позднее были вытеснены германцами за реку Одер. Западные славяне были предками современных поляков, чехов и словаков. Восточные славяне жили в бассейнах рек Днепра, Припяти, Западного Буга и Оки. Они были предками современных русских, белорусов и украинцев. Южные славяне обитали на берегах Дуная и его многочисленных притоков. От них произошли такие народы, как словенцы, хорваты, боснийцы, герцеговинцы, черногорцы, сербы, македонцы и болгары. Византийские хронисты знали и названия славянских племён и их местонахождение. В их летописях и хрониках упоминаются племена полян, живших в среднем течении Днепра вокруг современного Киева, северян, которые жили на реках Десне и Суле, древлян расселившихся к северо-западу от Киева. На территории современной Беларуси жили племена дреговичей между реками Припять и Двина, полочан, расселившихся на реке Полоте (район нынешнего Полоцка), радимичей на реке Сож, кривичей в верховьях Днепра и Двины и бужан, живших по берегам реки Западный Буг. Племена вятичей жили в верховьях реки Оки, а вокруг озера Ильмень жили словене ильменские, основавшие город Новгород. Вопрос о возникновении единого древнерусского государства чётко поставлен в "Повести временных лет", созданной монахом-летописцем Нестором. Образование единого древнерусского государства связано не со славянскими племенами, а с варягами - выходцами из Скандинавии. Их конунг (правитель) Рюрик в 862 году стал новгородским князем, а его родственник князь Олег, взяв в 882 году Смоленск и Киев, стал единоличным правителем Северной и Южной Руси, объединив их в одно государство - Киевскую Русь, со столицей в городе Киеве. На мой взгляд, этот момент стал поворотным в истории всех восточных славян. Вместо разрозненных племён и союзов племён создалось мощное единое государство. И всё же, несмотря на единство, племена сохраняли свои традиции, обычаи, обряды и культуру, имели схожие, но несколько отличающиеся друг от друга верования. К примеру, культура самых восточных племён славян - вятичей - испытывала сильное давление со стороны степных кочевых народов. Племена, находившиеся на западе Киевской Руси, многое переняли у поляков и венгров. Все восточные славяне много чего переняли у варягов и тех кочевых народов, с которыми славянам приходилось сражаться. Для разных племён в Киевской Руси, особенно в самом начале её существования, была характерна разная система управления, определённая самостоятельность в своих внутренних делах. И, на мой взгляд, этот исторический пример из начальной истории Киевской Руси как нельзя точно подтверждает высказывание, которое является темой моей работы - "Единство не лишает нас национального своеобразия". Порою национализм и своеобразие некоторых племён, желание быть независимыми, приводили бунтам, мятежам и открытым военным конфликтам. Самым известным подобным мятежом стал мятеж племени древлян в 941 - 945 гг., который хитростью подавила тогдашняя правительница Киевской Руси великая княгиня Ольга. Однако в то время подобные случаи были редкостью. Но историкам не слишком много известно о данном историческом периоде, и я считаю, что надо перейти к обозрению более поздних примеров из нашей общей истории, которые нам более известны.

Одним из таких особо ярких примеров является монголо-татарское иго над Русью - с 1240 по 1480 год. Из-за монголо-татарского нашествия под угрозой оказалась вся государственность восточных славян. Первое столкновение с монголо-татарами произошло в 1223 году в битве на реке Калке. Монгольские полководцы Джебе и Субедэй совершали разведывательный поход и столкнулись с русским войском.

К тому времени некогда единая Русь была раздроблена на более чем пятнадцать княжеств, среди которых самыми крупными были: Владимиро-Суздальское, Киевское, Галицко-Волынское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Полоцкое, Пинско-Туровское княжества и Новгородская земля. Начавшиеся в конце XI века междоусобицы привели к постепенному дроблению и ослаблению Руси. Теперь каждый князь думал только о благополучии своего княжества, а не об интересах некогда единой державы. Постоянные междоусобные войны вели к торможению экономического и культурного развития, ухудшали отношения между русскими князьями и подрывали их доверие друг к другу. Именно раздробленность Руси и сыграла решающую роль в битве на реке Калке и в последовавшем через пятнадцать лет установлении ордынского ига над Русью. В ходе двух походов монгольского хана Бату (1237-1238 гг. и 1240-1243) вся Русь, за исключением Полоцкого и Пинско-Туровского княжеств, а также Новгородской республики, была завоёвана монголами. Эта территория и получила впоследствии название "Белая Русь". Все остальные княжества были обложены колоссальной данью, в случае неуплаты которой монголы совершали карательные походы. Кроме того, монгольские политики умело стравливали русских князей друг с другом, разжигая вражду между ними, чтобы не допустить их объединения. В итоге вся вторая половина XIII века прошла в беспрерывных междоусобных войнах.

Первым русским князем, который понял опасность междоусобиц и раздробленности Русского государства, стал московский князь Иван Калита (1325-1340 гг.), получивший своё прозвище за свою щедрость (калита значило в древнерусском языке кошелёк). Именно он и начал объединение Руси в единое государство, действуя интригами против ордынских чиновников и противостоящих ему русских князей. Он также применял, когда надо было и силу, и дипломатию. Для достижения своей великой цели - единения Руси, ему пришлось улестить ордынского хана женитьбой (правда, только временной) на его сестре. Дело его успешно продолжали его сыновья Иван и Семён, а также внук Дмитрий Донской. Ему и удалось объединить основные земли Руси вокруг Москвы (за исключением Тверского княжества и Новгородской республики). Дмитрий Донской сумел собрать большое русское войско и 8 сентября 1380 года (по старому стилю) разбить армию ордынского военачальника Мамая. Это нанесло сокрушительный удар по ордынскому игу, но окончательно оно было уничтожено в 1480 году, после панического бегства хана Ахмата вместе со своими отрядами.

Фактически это событие стало признанием мощи Московского государства, его силы и единства, его могущества. Именно объединение всех русских земель стало основной причиной, которая сбросила ордынское иго над Русью. И я считаю, что данный пример с особой тщательностью и чёткостью показывает всю силу единства народов в критические моменты истории, которые решают их судьбу. И в таких случаях вся сила народов в их мужестве и единстве, с которыми они встречают трудности, находящиеся на их пути. Это было в полной мере продемонстрировано ещё одним таким основным и переломным моментом в нашей истории, как Велик

Похожие работы

1 2 >