Европа от средневековья до Второй мировой войны

В условиях господства натуральнохозяйственных отношений средневековая вотчина смогла к началу XII в. реализовать заложенные в ней важные возможности: регулировать воспроизводство

Европа от средневековья до Второй мировой войны

Методическое пособие

История

Другие методички по предмету

История

Сдать работу со 100% гаранией

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ЗАДАНИЕ 1 Каковы экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития стран Европы в средние века ?

ЗАДАНИЕ 2 В чем, по вашему мнению, состоит историческая обусловленность эпохи просвещения. Охарактеризуйте национальные особенности Просвещения по странам

ЗАДАНИЕ 3 Что вызвало Вторую мировую войну, какой была расстановка участвующих в ней стран, какие этапы она прошла и как закончилась ?

ЗАДАНИЕ 1

 

Каковы экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития стран Европы в средние века ?

 

Хронологические рамки периода средневековой цивилизации определяются историками неодинаково. Долгое время отечественные исследователи, рассматривая средневековье как время эволюции феодального способа производства, начинали эту эпоху с падения Западной Римской империи (476) и завершали ее началом английской буржуазной революции (1640). Зарубежные ученые, не опираясь на теорию формаций, принятую марксистской наукой, относили начало средневековой эпохи к VIII в., когда вследствие арабских завоеваний прервались торговые коммуникации в Средиземном море, действовавшие с античных времен, и окончательно установились натуральнохозяйственные отношения.

 

Проблемы общественных отношений в средневековой истории

 

Одной из важных особенностей западноевропейской цивилизации является зарождение и развитие производственных отношений, основанных на земельной собственности.

Феод земельное владение, пожалованное сеньором своему вассалу, обязующемуся за владение феодом служить сеньору.

В отечественной историографии долго было принято считать период с конца V до середины IX в. раннефеодальным, но в последние десятилетия авторы, продолжающие стоять на позициях формационного анализа, пришли к выводу, что точнее было бы рассматривать это время , как дофеодальный период, поскольку феодальные общественные отношения еще не стали господствующими. Отчуждение земельных владений в виде обмена или дарения приводило к складыванию условных форм земельного имущества, что являлось признаком зарождающихся феодальных отношений.

Свободные люди часто передавали свои земельные участки в собственность монастырям и крупным магнатам, добиваясь их покровительства и стабильных условий существования. Во многих случаях представители церкви силой или обманом принуждали владельцев отказываться от земельных участков в пользу монастырей. Такой же практики придерживались королевские дружинники и должностные лица. При этом земледельцы продолжали обрабатывать свои наделы, но уже как находящиеся в их пользовании без права отчуждения, тогда как право собственности на землю концентрировалось в руках монастырей и светских землевладельцев.

Таким образом, перераспределение земельной собственности в I тыс. происходило без отрыва непосредственного производителя крестьянина от земли как основного средства производства. Крупные земельные собственники не были заинтересованы в отделении производителя от условий его труда, они нуждались в рабочих руках для производства продуктов в своих складывающихся владениях.

Все это вело к складыванию экономической основы нового общественного строя вотчины как основной хозяйственной ячейки средневекового общества. Понятие вотчина нельзя смешивать с понятием феод. В вотчине воплощалась связь между феодалами и основными производителями крестьянами, выступающая прежде всего как экономическое отношение. Факт же передачи феода сеньором вассалу за службу предусматривал социально-политические отношения внутри сословной иерархии. Средневековая вотчина обладала двойственной структурой, разделяясь на господский домен (земля, занимающая до 1/3 всей вотчины) имансы крестьянские наделы. На домене применялась барщина (отработочная рента), которая до XII в. оставалась в Западной Европе преобладающей формой эксплуатации.

В условиях господства натуральнохозяйственных отношений средневековая вотчина смогла к началу XII в. реализовать заложенные в ней важные возможности: регулировать воспроизводство рабочей силы таким образом, что если в IX в. во Франции приходилось около 2.1 ребенка на семью (по данным Ю. Л. Бессмертного), то к началу XV в. в семьях в среднем выживало по 3,6 5 детей, а в зажиточных семьях до 8 детей. Благоприятные демографические процессы, хотя и неравномерные (резкий спад численности населения имел место в XIV в. в связи с тяжелыми эпидемиями), создавали дополнительные жизненные ресурсы для дальнейшего динамичного развития цивилизации. В X в. началась реализация другой экономической потенции внутренней колонизации земель, т. е. расчистки лесных массивов под пашни и осушение болот. «Эпоха великих расчисток» продолжалась и в XI в. Наконец, в рамках феодальной вотчины происходили первые этапы отделения ремесла от сельского хозяйства под непосредственным покровительством феодала, нуждающегося в услугах ремесленников для строительства замков и крепостных сооружений, производства металла, выделки оружия и доспехов. Созданный трудом производительного населения продукт превращался в железо и камень, а Европа, по выражению хрониста Рауля Глабера, «одевалась в белый наряд бургов» (городов).

Итогом процесса развития и становления вотчин стала возможность европейской цивилизации выдержать в IXX вв. испытания извне, отразить арабскую угрозу со стороны Пиренейского полуострова (битва при Пуатье в 732 г.), нападения норманнов, выходцев из Скандинавии, которые в начале X в. угрожали Парижу, вынудив предоставить им северо-западную часть Франции Нормандию.

Складывание новых отношений в области экономики вело к важным социально-политическим последствиям. К XI в. сложилась и получила религиозные санкции новая социальная структура общества, существенно отличающаяся и от первобытных порядков древних германцев, и от римских. Возникло деление общества на три сословия, не потерявшее своего значения до конца XVIII в. Церковь учила, что каждому человеку Господом отведено место в одном из трех сословий: молящихся (духовенство), воюющих (светские сеньоры рыцари) и работающих (горожане и крестьяне). Права и обязанности каждого сословия передавались по наследству. Согласно этой модели горожане и крестьяне, хотя и входили в низшее сословие, признавались необходимыми членами общества и обладали определенными юридически закрепленными правами. Тем самым средневековое общество уважало их труд, отвергая свойственное античным нравам презрение к физической работе.

Значимым социальным явлением средневековья стало формирование рыцарства и рыцарской культуры. Рыцари становились носителями особых ментальных цен-нЪстей: безудержной храбрости, воинственности, верности взятым на себя обязательствам, щедрости, преданности своему сеньору, стремления отомстить за оскорбление.

Средневековая эпоха многое предопределила в развитии западноевропейской цивилизации во всех сферах общественной жизни. Но у исследователей нет полной ясности в вопросе о причинах и путях формирования производственных отношений. Мнения расходятся относительно времени складывания отношений личной зависимости.

В Западной Европе не существовало системы крепостного права, подобной той, что была в России, поскольку крестьяне не исключались из правовых отношений, даже отношения лично зависимых крестьян с землевладельцами регулировались сначала поместным обычаем, а потом, когда была произведена его запись, поместным правом. Поэтому вряд ли следует абсолютизировать фактор классовой борьбы в феодальном обществе. До XIVXV вв. между феодалом и крестьянином существовала экономическая взаимозависимость, исключающая масштабные проявления классовых противоречий.

Город в системе цивилизации в X-XI вв.

 

В средние века в Западной Европе происходит важнейший в ее истории процесс урбанизация. Начинают расти и возрождаться старые города, оставшиеся со времен Римской империи, и возникать новые. Урбанизация стала следствием многих предпосылок.

Маленькие городки, возникавшие в тени замков могущественных сеньоров, приносили им доход в виде пошлин с торговли и ремесел, штрафов и других платежей. Сеньор становился в городах, возникающих на его территории, главным судьей, возглавлял управление и назначал должностных лиц. Европейские города возникали на основе высокой степени отделения ремесла от сельского хозяйства.

Первоначально города сохраняли связь с землей, бюргеры владели покосами, лугами, виноградниками, держали скот. Но по мере роста городов они отдалялись от сельскохозяйственных занятий и сосредоточивались на ремесле и торговле, обменивая ремесленные изделия на продукты питания. В городах стал формироваться особый экономический уклад простое товарное производство, отличающийся от феодальных отношений. Простое товарное производство экономический уклад, при котором труженик в лице ремесленника является одновременно и собственником (мастерская, сырье, набор примитивных ручных инструментов, специализированные навыки и умения). В отличие от крестьянина ремесленника никто не наделял средствами производства, он не был объектом экономической зависимости, отличаясь большим статусом личной свободы. Не напрасно в Западной Европе бытовала поговорка: «Городской воздух делает человека свободным» и существовал обычай, по которому беглый крестьянин становился свободным, если ему удавалось скрываться внутри городских стен ровно один год и один день. Важной чертой простого товарного производства была органическая связь ремесленника с рынком, поскольку каждая изготовленная им вещь

Похожие работы

1 2 3 4 > >>