Духовная культура болгарского народа

Обратимся к понятию религии. Фракийцы, обитавшие на востоке Балкан, оставили на территории Болгарии многочисленные культовые места. Фракийские святилища чаще всего

Духовная культура болгарского народа

Доклад

Культура и искусство

Другие доклады по предмету

Культура и искусство

Сдать работу со 100% гаранией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по теме:

"Духовная культура болгарского народа"

 

 

 

Выполнил:

ученик 11 "Б" класса

Школы №162

Дюдяев Артем

 

 

 

 

 

 

Самара, 2011 г.

Религия

 

Болгария относительно крупная страна южнее Румынии, расположенная на границе с Турцией. Таким образом, Болгария является своеобразными воротами из Европы в Азию. Однако нас интересуют не экономические отношения этих стран, а взаимное влияние их культур друг на друга.

На территории Болгарии оставили свой след многие древние народности: греки, византийцы, римляне, османская империя. Все они успели побывать на болгарской земле и обогатить духовную культуру этого народа.

Разберемся, что означает термин "духовная культура". Духовная культура - сфера человеческой деятельности, включающая возможные проявления духовной жизни человека и общества. В такие проявления входят понятия языка, национального самосознания, религии, архитектуры, литературы, музыки и некоторых памятников искусства.

Обратимся к понятию религии. Фракийцы, обитавшие на востоке Балкан, оставили на территории Болгарии многочисленные культовые места. Фракийские святилища чаще всего расположены в пещерах, скалистых нишах, около минеральных родников и в местах с естественным природным магнетизмом. Исследователи полагают, что эти ниши и пещеры служили для сохранения погребальных урн. К историческим объектам, тесно связанным с религией, можно отнести гробницы и некрополи, обнаруженнные в различных районах Болгарии. Самыми древними фракийскими гробницами считаются долмените праисторические мегалитные гробницы (II-I тысячелетия до н.э.), их в Болгарии более 700. Фракийская купольная гробница в Казанлыке периода эллинизма относится к IV-III вв. до н.э. Вероятно, она была ограблена еще в древности, но ее замечательные стенописи стали свидетельством богатой жизни и пышных погребений у фракийцев. Большая Свещарская гробница, тоже эллинистическая, датируется III в. до н.э. Уникальная скульптурная композиция с кариатидами и орлами, а также сохранившиеся предметы погребального ритуала показывают, что здесь был похоронен один из фракийских властителей. Эта гробница занесена в списки объектов всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Основная религия в Болгарии в настоящее время восточно-православное христианство, одна из трех главных ветвей христианства. Для православия характерны преемственность апостольской веры, литургия, церковное искусство и автономные национальные церкви, возглавляемые патриархом. Кроме того, различные народы и культуры, населявшие Балканы за прошедшие века, оставили здесь свое собственное религиозное наследие. Иногда говорят о специфической балканской мусульманской культуре. Да, действительно, ислам исповедуетя в Болгарии несколько своеобразно. В течение веков языческие культовые здания сначала превращали в церкви, потом церкви становились мечетями, затем мечети преображались в церкви. Поэтому и до сегодняшнего дня некоторые культовые места почитаются и христианами, и мусульманами и принимают представителей обеих конфессий в дни религиозных праздников.

Последняя перепись населения, проведенная в 1992 г., показала, что свыше 85% жителей Болгарии (гораздо больше, чем ожидалось), причисляют себя к Болгарской Православной Церкви, 12% исповедуют ислам. Атеистами назвали себя менее 0,5% болгар. Возрастающее значение религиозности в повседневной жизни страны после распада социалистического лагеря отмечают все гости Болгарии, встречающие в церквах и монастырях не только глубоких стариков, но и молодежь.

 

Изобразительное искусство

 

Важным памятником истории и культуры болгар, в том числе культуры духовной, являются граффити рисунки, процарапанные на известняке или кирпиче средневековыми художниками. Их находят на стенах крепостей и домов, языческих храмов и христианских церквей. Особенно интересны граффити эпохи Первого Болгарского царства (конец VII-XI в.), найденные в древних столицах Плиске и Преславе. Подобные граффити рисунки обнаружены во многих регионах России, в Монголии, Казахстане и Центральной Азии.

Поражает тематическое разнообразие граффити: тут и изображения людей и животных, и различные знаки. Бытовые сценки дают представление о техническом уровне той эпохи. Обилие сцен охоты свидетельство ее огромной роли в древности. Сцены сражений знакомят с оружием той эпохи и даже позволяют судить о тактике войск. Неоднократно предпринимались попытки классифицировать граффити, например, на основе различий между реалистическим и символическим началом. Однако это мало что дает, так как оба начала обычно тесно переплетаются друг с другом. Во многих граффити заметно их языческое происхождение, что свидетельствует о древнейших культовых традициях дохристианской эпохи.

Часто в центре композиции изображается солнце. Характерные фигуры всадников, по-видимому, изображают предков племени, связанных с живыми посредством культа предков. После принятия христианства фоном многих рисунков становятся христианские символы, например, крест, а прежнее обилие и разнообразие тем уступает место каноническим христианским образам. Замечательные образцы болгарских граффити представлены в археологических музеях Софии, Несебра и Плиски.

 

Литература

 

Огромную роль в создании системы духовных ценностей сыграла литература. Переход к христианству происходил с применением силы, языческие храмы и святилища разрушали. На их месте возводились церкви. Через несколько лет была объявлена независимость болгарской церкви, а чуть позднее столица Плиска приняла учеников святых братьев Кирилла и Мефодия, и Болгария стала первым славянским центром просвещения. Начала создаваться болгарская литература на славянском языке. Вместе с церквями строились и монастыри. Многие из членов княжеского рода непосредственно участвовали в этом духовном созидании. Образовались Преславская, Охридская, Софийская и другие литературные школы.

Золотой век болгарской литературы наступил при Симеоне I, когда в монастырях новой столицы Великого Преслава началась активная творческая и переводческая деятельность. Создается богословская, природно-научная, историческая, энциклопедическая, религиозная, светская литература, появляются летописи и жития святых.

В эпоху османского владычества активно развивалась народная литература, существовавшая в устной форме: ведь простые люди не умели ни читать, ни писать. Староболгарский фольклор отличала тематическая широта: тут и любовно-патриотическая лирика, и предания, и сказки.

В начале XIX века идеи национального освобождения способствуют распространению революционного образа мыслей. Выдающаяся фигура той эпохи Христо Ботев (1848-1876), борец за освобождение Болгарии от османского ига. Патриархом новой болгарской литературы считается Иван Вазов (1850-1921), оставивший обширное литературное наследие, в том числе и знаменитый роман "Под игом", а также множество рассказов, стихотворений, поэм и публицистики.

Христо Смирненский (1898-1923) и Никола Вапцаров (1909-1942) создали немало стихов, призывающих к социальной справедливости и отвергающих угнетение человека человеком. В 1940-1960-х гг. вышли в свет такие известные романы, как "Табак" Димитра Димова и "Обыкновенные люди" Георгия Караславова, "Иван Кондарев" Эмилиана Станева и трилогия "Железный светильник", "Преспанские колокола" и "Ильин день" Димитра Талева.

В годы социализма в Болгарии появилось немало весьма разных по художественному уровню произведений. В число наиболее значительных авторов входят Ивайло Петров, Кольо Георгиев и Недялко Йорданов. Крупнейшие лирики Нового времени Елисавета Багряна, Валерий Петров и Блага Димитрова.

 

Музыка

 

Древнегреческий герой Орфей принадлежит фракийской культуре. Волшебная сила его песен и игры на арфе привлекала диких зверей и даже укрощала буйство стихий. По-видимому, чарующее воздействие этих дивных звуков передалось и болгарской фольклорной музыке. По крайней мере, американский космический зонд "Вояджер" в качестве дара Земли неземным цивилизациям унес в глубины космоса диск с записью народных мелодий жителей Родоп.

В последние несколько десятилетий в стране были собраны и записаны мелодии и тексты множества песен былых веков. В некоторых деревнях нашлись люди, знавшие наизусть и певшие более 1000 песен! Эта музыка, исполняемая исключительно непрофессионалами, легла в основу особого музыкального жанра. Так женский хор Мистерия болгарских голосов исполняет традиционные болгарские мелодии. Характерная особенность болгарского пения, звучащая для европейского слуха несколько странно и таинственно, - использование горловых и носовых звуков.

Излюбленные национальные инструменты гайда, болгарская волынка, каваль солирующая свирель; гадулка струнный инструмент с грушевидной декой, и гусла однострунный щипковый инструмент.

Нечто символическое есть в том, что спустя тысячелетия родина мифического Орфея снова привлекает к себе внимание мира, который заговорил о "болгарском музыкальном чуде". Борис Христов стал эталоном голосового и артистического присутствия на мировых оперных сценах, а имена великолепных певцов Николая Гяурова, Николы Гюзелева, Райны Кабаиванской, Гены Димитровой, Александры Милчевой неизменно присутствуют на их афишах. Прошедшие с триумфом гастроли Софийской оперы запомнились надолго. Болгарские хоровые коллективы завоевывают самые авт

Лучшие

Похожие работы

1 2 >