"Город на горе". Апостолы в начале пути

Статья - Культура и искусство

Другие статьи по предмету Культура и искусство

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



"Город на горе". Апостолы в начале пути

А. Алексеев, историк.

В древности религиозные представления были частью национального сознания. Каждый народ чтил собственных богов. Чужих богов боялись или презирали, иногда даже брали их (точнее, их статуи) в плен. Понятие универсальности божества и абсолютной истины, стремление восславить и утвердить истинную веру принадлежат новой эпохе, периоду становления мировых религий и начинающейся глобализации. Впервые оно проявилось в Палестине.

В ожидании Мессии

Ко времени Рождества Христова потомки древних израильтян уже давно утратили национальную государственность и рассеялись по всему Средиземноморью. Из четырех-шести миллионов как минимум две трети их жили вне Палестины. Положение этой диаспоры - одной из многих в Римской империи - было поистине уникальным. Причина крылась в особенностях еврейской религии - иудаизма. Римляне разрешали своим подданным почитать каких угодно богов, лишь бы люди не забывали приносить жертвы Гению императора. Это устраивало всех, но только не иудеев.

В идейном отношении иудаизм отличался терпимостью: с фарисеями, скрупулезно соблюдавшими библейские предписания, уживались саддукеи, отрицавшие предопределение и бессмертие души, и даже ессеи, отказывавшиеся молиться в Иерусалимском храме Яхве (Иеговы). Однако в общественной жизни важен не столько смысл религиозных догматов, сколько их внешние проявления. Иудеи не просто считали Яхве единственным настоящим богом, но и категорически не желали поклоняться кому-либо, кроме него. Более того, они приравнивали человеческие изображения к идолопоклонству, отказываясь видеть даже портреты и статуи кесаря в своих городах. Молиться за его благополучие (но только своему незримому богу) они соглашались лишь в храме, куда иноверцам вход категорически запрещался. И постоянные конфликты иудеев с римской администрацией возникали именно на основе этих установле ний.

Наряду с обрезанием и строгим соблюдением субботы в иудаизме все больше разрасталась система запретов и ограничений (например, запрет принимать пищу совместно с неиудеями), образующая стену между правоверными иудеями и приверженцами прочих религий.

Иудеи верили, что между Яхве и еврейским народом существует древний Завет (договор). Они чтили Библию и Законы, которые Яхве продиктовал Моисею на горе Синай, и были твердо убеждены, что рано или поздно явится предсказанный пророками Мессия, который восстановит Израильское царство во всем его величии. Пока же скрепя сердце терпели власть Рима.

В 4 году до Р. Х., когда умер иудейский царь Ирод Великий (он служил римлянам не за страх, а за совесть), его владения Рим поделил на тетрархии (четверти). Сын Ирода Архелай вместе с царским титулом унаследовал бoльшую часть современного государства Израиль: Иудею (землю вокруг Иерусалима), Идумею, лежащую южнее и населенную родственными, но враждебными евреям племенами, и Самарию, расположенную севернее, - ее жителей правоверные иудеи приравнивали к иноверцам. Родной брат Архелая, Ирод Антипа, получил Галилею, окраинную и довольно дикую область к северу от Самарии, между морским побережьем и Генисаретским озером, и Перею на восточном берегу Иордана. Остальные земли поделили их единокровный брат Филипп Ирод и некий Лисаний.

В 6 году от Р. Х. римляне сместили Архелая и отправили в ссылку, а Иудею, Идумею и Самарию отдали под власть римского чиновника-прокуратора. Этот удар по остаткам еврейской государственности породил партию зелотов (от греческого "зелотаи" - "ревнители"), которые, подобно современным мусульманским радикалам-ваххабитам, отрицали любую власть, кроме Божьей. "Идти на смерть они считают за ничто, равно как презирают смерть друзей и родственников, лишь бы не признавать над собою главенства человека", - писал о зелотах римский историк Иосиф Флавий.

Однако восстание, поднятое вождем зелотов Иудой Галилеянином, потерпело поражение, а Понтий Пилат, назначенный в 26 году прокуратором Иудеи, с самого начала принялся намеренно нарушать религиозные традиции евреев. По его приказу в Иерусалим внесли знамена с изображениями императора Тиберия. Описывая методы правления Пилата, философ Филон упоминает "продажность и хищничество, разорение целых семей, все низости, затейщиком которых он был, казнь множества людей, не подвергнутых даже никакому суду, и другие ужасы, превосходившие все пределы".

Иоанн и Иисус

На пятнадцатом году правления кесаря Тиберия, при первосвященнике Каиафе, то есть около 30 года от Р. Х., в Галилее объявился проповедник Иоанн. В одежде из конского волоса, подпоясанный кожаным поясом, питавшийся акридами (сушеной саранчой) и пчелиным медом, он призывал людей к праведной жизни и ритуальному омовению "не для искупления различных грехов, но для очищения своего тела, тем более что души их заранее уже успеют очиститься" (Иосиф Флавий). По словам евангелиста Марка, галилейский тетрарх Ирод Антипа "боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". Однако влияние Иоанна со временем стало беспокоить тетрарха. Когда Ирод Антипа увел у своего брата Филиппа жену Иродиаду, приходившуюся им обоим племянницей, Иоанн резко осудил сей брак. Затаившая злобу Иродиада сумела настоять, чтобы Иоанну отсекли голову.

Многоженство у всех ближневосточных народов было правилом, однако первая жена Антипы сочла себя оскорбленной появлением Ирод

s