Гносеология - философское учение о познании

Виды познанияСодержаниеФормыЦели и значениеОбыденноеОпыт повседневной жизни, практика людей. Основывается на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер.Игровое познание; общение, совместная деятельность«Поставляло»

Гносеология - философское учение о познании

Контрольная работа

Философия

Другие контрольные работы по предмету

Философия

Сдать работу со 100% гаранией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №6

 

Тема: «Гносеология философское учение о познании»

 

 

Задание 1.

 

Абстракция отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта.

Агностицизм учение о реальности недоступных познанию вещей.

Восприятие целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.

Герменевтика направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.

Гипотеза научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

Гносеология философская теория познания.

Заблуждение знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Глупость умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; неумный поступок; неумное высказывание, неумная мысль без проверки.

Знание результаты познания, научные сведения.

Незнание область преимущественно рационального планирования познавательной деятельности.

Интуиция это непосредственное неосознанно полученное знание.

Иррационализм философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.

Истина знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Категория общее понятия, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.

Критерий истины объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Метод способ познания.

Методология учение о методах.

Моделирование метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности.

Наблюдение целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающиеся в основном на данные органов чувств.

Наука выработка и теоретическая систематизация знания.

Объект то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.

Субъект познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.

Парадигма совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.

Парадокс это неожиданное высказывание, апория это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.

Понимание постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого.

Предметная область множество объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.

Представление это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.

Рационализм направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рефлексия размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Редукция переход, сведение сложного к простому.

Сенсуализм философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.

Скептицизм теория философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.

Факт явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.

Эксперимент активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

Эмпирический 1. Прил. к «эмпиризм», свойственный эмпиризму.

2. Прил. к «эмпирия», опытный, данный в опыте.

Эмпиризм философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.

Эпистема структура, существенно обусловливающая возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период.

Эпистемология то же, что теория познания.

 

Задание второе

 

Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактно мысленного (сочинение)

 

1. Процесс познания как движение мысли от «живого созерцания» к абстрактному мышлению и от него к практике.

 

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.

С нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, причем исходный уровень познания «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности - научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание.

Живое созерцание это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объектов [7].

Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой.

Практика это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания [1].

Таким образом, познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют.

 

2. «Живое созерцание», или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания

 

Чувственное познание (или «живое созерцание») осуществляется посредством органов чувств зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции.

Кроме того, у человека имеются возможности для значительного расширения диапазона чувствительности. Во-первых, это изготовление и применение приборов, позволяющих воспринимать рентгеновские лучи, магнитные поля и пр., т.е. то, что в повседневной практике не требуется воспринимать и что не характеризует его уже только как биологическое существо. Во-вторых, это мышление, мыслительная деятельность человека, обладающая по сути дела, неограниченными возможностями для познания объективной действительности. Мысль стала направлять органы чувств на отражение таких сторон, которые в других ситуациях не могли стать объектом отражения.

Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех формах: ощущения, восприятие, представление.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа восприятия.

Восприятие это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех сторон, синтез данных отдельных ощущений [7]. При этом восприятие не сводится к суме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди последних наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Следует иметь в виду, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта: при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме того, содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.

Представление это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относят образы памяти , образы воображения и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных, случайных.

Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.

В заключ

Похожие работы

1 2 3 > >>