Гносеология - теория познания

Èñòîðèÿ ïîçíàíèÿ ïîêàçûâàåò, ÷òî çíàíèÿ (è èõ òåîðåòè÷åñêèé îáðàç) âñåãäà îáóñëîâëåíû ïîòðåáíîñòÿìè îáùåñòâà (â îñîáåííîñòè çàïðîñàìè ìàòåðèàëüíîãî ïðîèçâîäñòâà è ïðàêòèêè),

Гносеология - теория познания

Информация

Философия

Другие материалы по предмету

Философия

Сдать работу со 100% гаранией

Содержание.

Введение2

Теория познания как философская дисциплина3

Познание и практика7

Заключение12

Литература.13

 

Введение

 

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Познание, таким образом, носит социально детерминированный характер. Только через призму усвоенной культуры мы получаем знания о реальности.

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания, человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании.

 

Òåîðèÿ ïîçíàíèÿ êàê ôèëîñîôñêàÿ äèñöèïëèíà

 

Òåîðèÿ ïîçíàíèÿ (ãíîñåîëîãèÿ) - ýòî ðàçäåë ôèëîñîôèè, â êîòîðîì èçó÷àþòñÿ òàêèå ïðîáëåìû êàê ïðèðîäà ïîçíàíèÿ, åãî âîçìîæíîñòè è ãðàíèöû, îòíîøåíèå çíàíèÿ í ðåàëüíîñòè, ñóáúåêòà è îáúåêòà ïîçíàíèÿ, èññëåäóþòñÿ âñåîáùèå ïðåäïîñûëêè ïîçíàâàòåëüíîãî ïðîöåññà, óñëîâèÿ äîñòîâåðíîñòè çíàíèÿ, êðèòåðèè åãî èñòèííîñòè, ôîðìû è óðîâíè ïîçíàíèÿ è ðÿä äðóãèõ ïðîáëåì.

Òåðìèí «ãíîñåîëîãèÿ» ïðîèñõîäèò îò ãðå÷åñêèõ ñëîâ «gnosis» çíàíèå è «logos»ïîíÿòèå, ó÷åíèå, ò. å. ó÷åíèå (ïîíÿòèå) î çíàíèè.  ñîâðåìåííîé ëèòåðàòóðå äàííûé òåðìèí óïîòðåáëÿåòñÿ â äâóõ îñíîâíûõ çíà÷åíèÿõ: 1) êàê ó÷åíèå î âñåîáùèõ ìåõàíèçìàõ è çàêîíîìåðíîñòÿõ ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà, î «çíàíèè âîîáùå», íåçàâèñèìî îò åãî êîíêðåòíûõ ôîðì è âèäîâ; 2) êàê ôèëîñîôñêàÿ êîíöåïöèÿ, ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ íàó÷íîå ïîçíàíèå â åãî ñïåöèôè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèêàõ.  ýòîì ñëó÷àå ÷àùå âñåãî èñïîëüçóåòñÿ òåðìèí «ýïèñòåìîëîãèÿ». Îäíàêî â ðÿäå ñëó÷àåâ òåðìèíû «ãíîñåîëîãèÿ», «òåîðèÿ ïîçíàíèÿ» è «ýïèñòåìîëîãèÿ» ñîâïàäàþò ïî ñîäåðæàíèþ, ÿâëÿþòñÿ òîæäåñòâåííûìè.

Òåîðèÿ ïîçíàíèÿ (â îáîèõ çíà÷åíèÿõ ýòîãî òåðìèíà) òåñíî ñâÿçàíà ñ òàêèìè ôóíäàìåíòàëüíûìè íàóêàìè, êàê îíòîëîãèÿ ó÷åíèå î áûòèè êàê òàêîâîì, è äèàëåêòèêà ó÷åíèå î âñåîáùèõ çàêîíàõ ðàçâèòèÿ áûòèÿ è ïîçíàíèÿ, à òàêæå ñ ëîãèêîé (â åå ðàçëè÷íûõ ìîäèôèêàöèÿõ) è ìåòîäîëîãèåé. Ïîñêîëüêó ñóáúåêòîì ïîçíàíèÿ, «öåíòðîì» âñåé ãíîñåîëîãèè ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåê, òî îíà øèðîêî èñïîëüçóåò äàííûå ôèëîñîôñêîé àíòðîïîëîãèè, ýòèêè, êóëüòóðîëîãèè, ñîöèîëîãèè è äðóãèõ íàóê î ÷åëîâåêå. Îïîðà òåîðèè ïîçíàíèÿ òåì áîëåå íåîáõîäèìà ïîòîìó, ÷òî, âî-ïåðâûõ

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>