Герой и антигерой в прозе XIX века

В этом герое Достоевский запечатлел некоторые черты собственной биографии: Иван Петрович писатель, его первый роман по содержанию напоминает «Бедных

Герой и антигерой в прозе XIX века

Сочинение

Литература

Другие сочинения по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

Герой и антигерой в прозе XIX века

А главное, я терпеть не могу пасторалей и шиллеровщины. Благородная гордость.

Ф. М. Достоевский

Луначарский писал о произведениях Ф. М. Достоевского: «Все его повести и романы огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде...» Произведения Достоевского построены на сопоставлении героев и антигероев, причем отрицательные характеры удаются автору лучше, чем положительные, выглядящие ходульно, несколько надуманно и нереально. Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х, когда роман писался.

Изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: пассивное смирение или непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Между двумя линиями романа пассивного и активного протестов есть весьма существенные связующие звенья: князь Валковский и его антипод, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование. Валковский воплощает в себе все зло капиталистического мира. Это великосветский развратник, подлец, обольститель и эгоист. Он признает одно правило: «Люби самого себя!» Жизнь для него коммерческая сделка, а люди лишь средство для достижения корыстных целей. Князь женится сначала на дочери откупщика, присваивает себе ее состояние, а жену сживает со света. Вскоре он вторично женится на дочери заводчика Смита, будущей матери Нелли, обманывает, «обдирает» и эту женщину, а затем выгоняет ее на улицу. Своего сына Алешу князь отдает на воспитание в семью Ихменевых, чтобы полностью освободиться от любых обязанностей.

Узнав о миллионах Кати, князь прочит ее в жены Алеше. Деньги для Валковского мера всех вещей, символ власти; во имя денег он готов пойти на любые преступления. «Я люблю значение, чин, отель, женщин, разврат, а не идеалы в жизни», цинично заявляет князь. Он издевается над шиллеровской романтикой молодежи, над высочайшими идеалами поэтов надо всем, что не подвластно денежному интересу. Князь уверяет, что «в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм». Такая сосредоточенность пороков в одном человека понадобилась Достоевскому для того, чтобы наглядно изобразить поистине сатанинскую в те годы силу капитала, чтобы возбудить ненависть читателя к ней. Если князь Валковский изображен как полюс зла, то полюсом добра выведен рассказчик Иван Петрович, по замыслу автора, человек в высшей степени гуманный и великодушный.

В этом герое Достоевский запечатлел некоторые черты собственной биографии: Иван Петрович писатель, его первый роман по содержанию напоминает «Бедных людей», а отзыв о нем критика Б. отзыв Белинского о произведении Федора Михайловича. Но Иван Петрович не только рассказчик, он и действующее лицо романа. Он страстно влюблен в Наташу Ихменеву. При помощи Ивана Петровича связываются все нити весьма разветвленного сюжета произведения. Как рассказчик, Иван Петрович «является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий, пишет Добролюбов. К нему приходит отец Наташи сообщить о своих намерениях, за ним посылает ее мать расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить перед ним свое сердце, нему обращается Алеша высказать свою любовь, ветре «ость и раскаяние, с ним знакомится Катя, невеста Алеши чтобы поговорить с ним о любви Алеши к Наташе, ему попадается Нелли, чтобы высказать свой характер, наконец, сам князь... напивается там, чтобы высказать Ивану Петровичу всю гадость своего характера. А Иван Петрович все слушает и все записывает».

Такая роль героя вполне оправдана писательской профессией и гуманной натурой, напоминающей самого Достоевского. Столкновение Ивана Петровича с князем Валковским дае известное представление об идейном конфликте середины века между добром и злом, альтруизмом и эгоизмом, хищничеством и бескорыстием. Не имея реальных возможностей активно бороться против зла, Иван Петрович усердно хлопочет о моральной помощи всем униженным и оскорбленным, он мучаете их скорбями и сочувствует их страданиям.

Несколько иная роль у него как у героя романа, полюбив шего Наташу. Создавая образ Ивана Петровича, Достоевский развивал свою теорию жертвенной любви, любви-альтруизма. Герой беспредельно любит Наташу, его самозабвение доходит р такой степени, что он готов во имя счастья любимой уступить ее Алеше.

Достоевский создает характер, который позднее в романе «Идиот» воплотится в князе Мышкине, где эта теория любви-альтруизма получит широкое обоснование. Как же оценить этот образ? Что в нем преобладает: сила или слабость?

Добролюбов считал, что «слабость». Он писал, что «если этт романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие курьи чувства! А эта людей показывали еще нам как идеал чего-то!». В резко отрицательной оценке героя Добролюбовым чувствуется веяние эпохи 60-х годов, когда демократы критиковали безвольных дворянских интеллигентов.

Сам же писатель видит в поведена своего героя признак силы духа, умение человека подняться ш собственным эгоизмом и совершить благородный поступок у троить счастье ближнего. Поэтому Достоевский искренне видит нечто идеальное в поступках Ивана Петровича и «заражал» этим настроением читателя.

«Униженные и оскорбленные» специфическая разновидность жанра романа. В нем объединились признаки романа психологического с элементами авантюрно-детективного. События идеально сконцентрированы и происходят в максимально короткий срок, что позволяет автору ярко выделить героев и антигероев. Это произведение имело огромное влияние на всю последующую русскую литературу и общество, так как пробуждало ненависть к тем, кто унижает и оскорбляет человеческое достоинство, призывало к гуманности, к воспитанию подлинного благородства.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Похожие работы