IBM PC

Информация - Компьютеры, программирование

Другие материалы по предмету Компьютеры, программирование

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



ALL (переход с возвратом)

и RET (возврат из подпрограммы), они рассматриваются в 1.7.

1.6. СТРОКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

В ПК под строкой понимается последовательность соседних байтов или

слов. В связи с этим все строковые команды имеют две разновидности -

для работы со строками из байтов (в мнемонику операций входит буква B)

и для работы со строками из слов (в мнемонику входит W).

Имеются следующие операции над строками:

- пересылка элементов строк (в память, из памяти, память-память);

- сравнение двух строк;

- просмотр строки с целью поиска элемента, равного заданному.

Каждая из этих операций выполняется только над одним элементом

строки, однако одновременно происходит автоматическая настройка на

следующий или предыдущий элемент строки. Имеются специальные команды

повторения (REP и др.), которые заставляют следующую за ними строковую

команду многократно повторяться (до 2^16 раз), в связи с чем такая па-

ра команд позволяет обработать всю строку, причем намного быстрее, чем

запрограммированный цикл.

Кроме того, строки можно просматривать вперед (от их начала к кон-

цу) и назад. Направление просмотра зависит от флага направления DF,

значение которого можно менять с помощью команд STD (DF:=1) и CLD

(DF:=0). При DF=0 все последующие строковые команды программы просмат-

ривают строки вперед, а при DF=1 - назад.

В строковых командах операнды явно не указываются, а подразумева-

ются. Если команда работает с одной строкой, то адрес очередного, об-

рабатываемого сейчас элемента строки задается парой регистров DS и SI

или парой ES и DI, а если команда работает с двумя строками, то адрес

элемента одной из них определяется парой DS:SI, а адрес элемента дру-

гой - парой ES:DI. После выполнения операции значение регистра SI

и/или DI увеличивается (при DF=0) или уменьшается (при DF=1) на 1 (для

байтовых строк) или на 2 (для строк из слов).

Начальная установка всех этих регистров, а также флага DF должна

быть выполнена до начала операции над строкой. Если сегментный регистр

DS уже имеет нужное значение, тогда загрузить регистр SI можно с по-

мощью команды

LEA SI,

Если же надо загрузить сразу оба регистра DS и SI, тогда можно вос-

пользоваться командой

LDS SI,m32

которая в регистр SI заносит первое слово, а в регистр DS - второе

слово из двойного слова, имеющего адреc m32 (таким образом, по адресу

m32+2 должен храниться сегмент, а по адресу m32 - смещение начального

или конечного элемента строки). Начальную загрузку регистров ES и DI

обычно осуществляют одной командой

LES DI,m32

которая действует аналогично команде LDS.

Перечислим вкратце строковые команды ПК.

Команда загрузки элемента строки в аккумулятор (LODSB или LODSW)

пересылает в регистр AL или AX очередной элемент строки, на который

указывает пара DS:SI, после чего увеличивает (при DF=0) или уменьшает

(при DF=1) регистр SI на 1 или 2.

Команда записи аккумулятора в строку (STOSB или STOSW) заносит со-

держимое регистра AL или AX в тот элемент строки, на который указывает

пара ES:DI, после чего изменяет регистр DI на 1 или 2.

Команда пересылки строк (MOVSB или MOVSW) считывает элемент первой

строки, определяемый парой DS:SI, в элемент второй строки, определяе-

мый парой ES:DI, после чего одновременно меняет регистры SI и DI.

Команда сравнения строк (CMPSB или CMPSW) сравнивает очередные

элементы строк, указываемые парами DS:SI и ES:DI, и результат сравне-

ния (равно, меньше и т.п.) фиксирует в флагах, после чего меняет реги-

стры SI и DI.

Команда сканирования строки (SCASB или SCASW) сравнивает элемент

строки, адрес которого задается парой ES:DI, со значением регистра AL

или AX и результат сравнения фиксирует в флагах, после чего меняет со-

держимое регистра DI.

Перед любой строковой командой можно поставить одну из двух ко-

манд, называемых "префиксами повторения", которая заставит многократно

повториться эту строковую команду. Число повторений (обычно это длина

строки) должно быть указано в регистре CX. Префикс повторения REPZ

(синонимы - REPE, REP) сначала заносит 1 в флаг нуля ZF, после чего,

постоянно уменьшая CX на 1, заставляет повторяться следующую за ним

строковую команду до тех пор, пока в CX не окажется 0 или пока флаг ZF

не изменит свое значение на 0. Другой префикс повторения REPNZ (сино-

ним - REPNE) действует аналогично, но только вначале устанавливает

флаг ZF в 0, а при при изменении его на 1 прекращает повторение стро-

ковой команды.

Пример. Пусть надо переписать 10000 байтов начиная с адреса A в

другое место памяти начиная с адреса B. Если оба этих имени относятся

к сегменту данных, на начало которого указывает регистр DS, тогда эту

пересылку можно сделать так:

CLD ;DF:=0 (просмотр строки вперед)

MOV CX,1000 ;CX - число повторений

MOV AX,DS

MOV ES,AX ;ES:=DS

LEA SI,A ;ES:SI - "откуда"

LEA DI,B ;DS:DI - "куда"

REP MOVSB ;пересылка CX байтов

1.7. СТЕК. ПОДПРОГРАММЫ.

1.7.1 Стек

В ПК имеются специальные команды работы со стеком, т.е. областью

памяти, доступ к элементам которой осуществляется по принципу "послед-

ним записан - первым считан". Но для того, чтобы можно было воспользо-

ваться этими командами, необходимо соблюдение ряда условий.

Под стек можно отвести область в любом месте памяти. Размер ее мо-

жет быть любым, но не должен превосходить 64Кб, а ее начальный адрес

должен быть кратным 16. Другими словами, эта область должна быть сег-

ментом памяти; он называется сегментом стека. Начало этого сегмента

(первые 16 битов начального адреса) должно обязательно храниться в

сегментном регистре SS.

Хранимые в стеке элементы могут иметь любой размер, однако следует

учитывать, что в ПК имеются команды записи в стек и чтения из него

только слов. Поэтому для записи байта в стек его надо предварительно

расширить до слова, а запись или чтение двойных слов осуществляются

парой команд.

В ПК принято заполнять стек снизу вверх, от больших адресов к

меньшим: первый элемент записывается в конец области, отведенной под

стек, второй элемент - в предыдущую ячейку области и т.д. Считывается

всегда элемент, записанный в стек последним. В связи с этим нижняя

граница стека всегда фиксирована, а верхняя - меняется. Слово памяти,

в котором находится элемент стека, записанный последним, называется

вершиной стека. Адрес вершины, отсчитанный от начала сегмента стека,

обязан находиться в указателе стека - регистре SP. Таким образом, аб-

солютный адрес вершины стека определяется парой SS:SP.

----- ----- -----

SS:SP | | SS:SP | | SS:SP | |

| ----- запись | ----- чтение | -----

| | | =======> ---->| b | =======> | | |

| ----- в стек ----- из стека | -----

----->| a | | a | ---->| a |

----- ----- -----

Значение 0 в регистре SP свидетельствует о том, что стек полностью

заполнен (его вершина "дошла" до начала области стека). Поэтому для

контроля за переполнением стека надо перед новой записью в стек прове-

рять условие SP=0 (сам ПК этого не делает). Для пустого стека значение

SP должно равняться размеру стека, т.е. пара SS:SP должна указывать на

байт, следующий за последним байтом области стека. Контроль за чтением

из пустого стека, если надо, обязана делать сама программа.

Начальная установка регистров SS и SP может быть произведена в са-

мой программе, однако в MASM предусмотрена возможность автоматической

загрузки этих регистров. Если в директиве SEGMENT, начинающей описание

сегмента стека, указать параметр STACK, тогда ассемблер (точнее, за-

грузчик) перед тем, как передать управление на первую команду машинной

программы, загрузит в регистры SS и SP нужные значения. Например, если

в программе сегмент стека описан следующим образом:

ST SEGMENT STACK

DB 256 DUP(?) ;размер стека - 256 байтов

ST ENDS

и если под этот сегмент была выделена область памяти начиная с абсо-

лютного адреса 12340h, тогда к началу выполнения программы в регистре

SS окажется величина 1234h, а в регистре SP - величина 100h (=256).

Отметим, что эти значения соответствуют пустому стеку.

1.7.2 Основные стековые команды

При соблюдении указанных требований в программе можно использовать

команды, предназначенные для работы со стеком. Основными из них явля-

ются следующие.