IBM PC

Информация - Компьютеры, программирование

Другие материалы по предмету Компьютеры, программирование

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



свои форматы и команды с другим числом операндов.

1.3.3 Запись команд в MASM

Из сказанного ясно, что одна и та же операция в зависимости от ти-

пов операдов записывается в виде различных машинных команд: например,

в ПК имеется 28 команд пересылки байтов и слов. В то же время в MASM

все эти "родственные" команды записываются единообразно: например, все

команды пересылки имеют одну и ту же символьную форму записи:

MOV op1,op2 (op1:=op2)

Анализируя типы операндов, ассемблер сам выбирает подходящую машинную

команду.

В общем случае команды записываются в MASM следующим образом:

метка: мнемокод операнды ;комментарий

Метка с двоеточием, а также точка с запятой и комментарий могут отсут-

ствовать. Метка играет роль имени команды, ее можно использовать в ко-

мандах перехода на данную команду. Комментарий не влияет на смысл ко-

манды, а лишь поясняет ее.

Мнемонические названия операций полностью перечислены в главе 2.

Операнды, если есть, перечисляются через запятую. Основные правила

записи операндов следующие.

Регистры указываются своими именами, например:

MOV AX,SI ;оба операнда - регистры

Непосредственные операнды задаются константными выражениями (их

значениями являются константы-числа), например:

MOV BH,5 ;5 - непосредственный операнд

MOV DI,SIZE X ;SIZE X (число байтов, занимаемых перемен-

;ной X) - непосредственный операнд

Адреса описываются адресными выражениями (например, именами пере-

менных), которые могут быть модифицированы по одному или двум регист-

рам; например, в следующих командах первые операнды задают адреса:

MOV X,AH

MOV X[BX][DI],5

MOV [BX],CL

При записи команд в символьной форме необходимо внимательно сле-

дить за правильным указанием типа (размера) операндов, чтобы не было

ошибок. Тип обычно определяется по внешнему виду одного из них, напри-

мер:

MOV AH,5 ;пересылка байта, т.к. AH - байтовый регистр

MOV AX,5 ;пересылка слова, т.к. AX - 16-битовый регистр

;(операнд 5 может быть байтом и словом, по нему

;нельзя определить размер пересылаемой величины)

MOV [BX],300 ;пересылка слова, т.к. число 300 не может быть

;байтом

Если по внешнему виду можно однозначно определить тип обоих опе-

рандов, тогда эти типы должны совпадать, иначе ассемблер зафиксирует

ошибку. Примеры:

MOV DS,AX ;оба операнда имеют размер слова

MOV CX,BH ;ошибка: регистры CX и BH имеют разные размеры

MOV DL,300 ;ошибка: DL - байтовый регистр, а число 300 не

;может быть байтом

Возможны ситуации, когда по внешнему виду операндов нельзя опреде-

лить тип ни одного из них, как, например, в команде

MOV [BX],5

Здесь число 5 может быть и байтом, и словом, а адрес из регистра BX

может указывать и на байт памяти, и на слово. В подобных ситуациях ас-

семблер фиксирует ошибку. Чтобы избежать ее, надо уточнить тип одного

из операндов с помощью оператора с названием PTR:

MOV BYTE PTR [BX],5 ;пересылка байта

MOV WORD PTR [BX],5 ;пересылка слова

(Операторы - это разновидность выражений языка MASM, аналогичные функ-

циям.)

Оператор PTR необходим и в том случае, когда надо изменить тип,

предписанный имени при его описании. Если, например, X описано как имя

переменной размером в слово:

X DW 999

и если надо записать в байтовый регистр AH значение только первого

байта этого слова, тогда воспользоваться командой

MOV AH,X

нельзя, т.к. ее операнды имеют разный размер. Эту команду следует за-

писать несколько иначе:

MOV AH,BYTE PTR X

Здесь конструкция BYTE PTR X означает адрес X, но уже рассматриваемый

не как адрес слова, а как адрес байта. (Напомним, что с одного и того

же адреса может начинаться байт, слово и двойное слово; оператор PTR

уточняет, ячейку какого размера мы имеем в виду.)

И еще одно замечание. Если в символьной команде, оперирующей со

словами, указан непосредственный операнд размером в байт, как, напри-

мер, в команде

MOV AX,80h

то возникает некоторая неоднозначность: что будет записано в регистр

AX - число 0080h (+128) или 0FF80h (-128)? В подобных ситуациях ассем-

блер формирует машинную команду, где операнд-байт расширен до слова,

причем расширение происходит со знаком, если операнд был записан как

отрицательное число, и без знака в остальных случаях. Например:

MOV AX,-128 ; => MOV AX,0FF80h (A:=-128)

MOV AX,128 ; => MOV AX,0080h (A:=+128)

MOV AX,80h ; => MOV AX,0080h (A:=+128)

1.4. СЕГМЕНТИРОВНИЕ

1.4.1 Сегменты памяти. Сегментные регистры.

Первые модели ПК имели оперативную память объемом 2^16 байтов

(64Кб) и потому использовали 16-битовые адреса. В последующих моделях

память была увеличена до 2^20 байтов (1Мб=1000Кб), для чего уже необ-

ходимы 20-битовые адреса. Однако в этих ПК ради сохранения преемствен-

ности были сохранены 16-битовые адреса: именно такие адреса хранятся в

регистрах и указываются в командах, именно такие адреса получаются в

результате модмфикации по базовым и индексным регистрам. Как же удает-

ся 16-битовыми адресами ссылаться на 1Мб памяти?

Эта проблема решается с помощью сегментирования адресов (неявного

базирования адресов). В ПК вводится понятие "сегмент памяти". Так на-

зывается любой участок памяти ра

s