IBM PC

Информация - Компьютеры, программирование

Другие материалы по предмету Компьютеры, программирование

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



ссылок на нее. По этой

директиве ассемблер формирует машинное представление константы (в час-

тности, если надо, "переворачивает" ее) и записывает в очередную ячей-

ку памяти. Адрес этой ячейки становится значением имени: все вхождения

имени в программу ассемблер будет заменять на этот адрес. Имена, ука-

занные в директивах DB, DW и DD, называются именами переменных (в от-

личие от меток - имен команд).

В MASM числа записываются в нормальном (неперевернутом) виде в cи-

стемах счисления с основанием 10, 16, 8 или 2. Десятичные числа запи-

сываются как обычно, за шестнадцатиричным числом ставится буква h (ес-

ли число начинается с "цифры" A, B, ..., F, то вначале обязателен 0),

за восьмиричным числом - буква q или o, за двоичным числом - буква b.

Примеры:

A DB 162 ;описать константу-байт 162 и дать ей имя A

B DB 0A2h ;такая же константа, но с именем B

С DW -1 ;константа-слово -1 с именем С

D DW 0FFFFh ;такая же константа-слово, но с именем D

E DD -1 ;-1 как двойное слово

Константы-символы описываются в директиве DB двояко: указывается

либо код символа (целое от 0 до 255), либо сам символ в кавычках (оди-

нарных или двойных); в последнем случае ассемблер сам заменит символ

на его код. Например, следующие директивы эквивалентны (2A - код звез-

дочки в ASCII):

CH DB 02Ah

CH DB *

CH DB "*"

Константы-адреса, как правило, задаются именами. Так, по директиве

ADR DW CH

будет отведено слово памяти, которому дается имя ADR и в которое запи-

шется адрес (смещение), соответствующий имени CH. Если такое же имя

описать в директиве DD, то ассемблер автоматически добавит к смещению

имени его сегмент и запишет смещение в первую половину двойного слова,

а сегмент - во вторую половину.

По любой из директив DB, DW и DD можно описать переменную, т.е.

отвести ячейку, не дав ей начального значения. В этом случае в правой

части директивы указывается вопросительный знак:

F DW ? ;отвести слово и дать ему имя F, ничего в этот байт не

;записывать

В одной директиве можно описать сразу несколько констант и/или пе-

ременных одного и того же размера, для чего их надо перечислить через

запятую. Они размещаются в соседних ячейках памяти. Пример:

G DB 200, -5, 10h, ?, F

Имя, указанное в директиве, считается именующим первую из констант.

Для ссылок на остальные в MASM используются выражения вида +<це-

лое>; например, для доступа к байту с числом -5 надо указать выражение

G+1, для доступа к байту с 10h - выражение G+2 и т.д.

Если в директиве DB перечислены только символы, например:

S DB a,+,b

тогда эту директиву можно записать короче, заключив все эти символы в

одни кавычки:

S DB a+b

И, наконец, если в директиве описывается несколько одинаковых кон-

стант (переменных), то можно воспользоваться конструкцией повторения

k DUP(a,b,...,c)

которая эквивалентна повторенной k раз последовательности a,b,...,c.

Например, директивы

V1 DB 0,0,0,0,0

V2 DW ?,?,?,?,?,?,?,?,?,a,1,2,1,2,1,2,1,2

можно записать более коротко таким образом:

V1 DB 5 DUP(0)

V2 DW 9 DUP(?), a, 4 DUP(1,2)

1.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД. МОДИФИКАЦИЯ АДРЕСОВ.

1.3.1 Структура команд. Исполнительные адреса

Машинные команды ПК занимают от 1 до 6 байтов.

Код операции (КОП) занимает один или два первых байта команды. В

ПК столь много различных операций, что для них не хватает 256 различ-

ных КОПов, которые можно представить в одном байте. Поэтому некоторые

операции объединяются в группу и им дается один и тот же КОП, во вто-

ром же байте этот КОП уточняется. Кроме того, во втором байте указыва-

ются типы и способ адресации операндов. Остальные байты команды указы-

вают на операнды.

Команды могут иметь от 0 до 3 операндов, у большинства команд -

один или два операнда. Размер операндов - байт или слово (редко -

двойное слово). Операнд может быть указан в самой команде (это т.н.

непосредственный операнд), либо может находиться в одном из регистров

ПК и тогда в команде указывается этот регистр, либо может находиться в

ячейке памяти и тогда в команде тем или иным способом указывается ад-

рес этой ячейки. Некоторые команды требуют, чтобы операнд находился в

фиксированном месте (например, в регистре AX), тогда операнд явно не

указывается в команде. Результат выполнения команды помещается в ре-

гистр или ячейку памяти, из которого (которой), как правило, берется

первый операнд. Например, большинство команд с двумя операндами реали-

зуют действие

op1 := op1 op2

где op1 - регистр или ячейка, а op2 - непосредственный операнд, ре-

гистр или ячейка.

Адрес операнда разрешено модифицировать по одному или двум регист-

рам. В первом случае в качестве регистра-модификатора разрешено ис-

пользовать регистр BX, BP, SI или DI (и никакой иной). Во втором слу-

чае один из модификаторов обязан быть регистром BX или BP, а другой -

регистром SI или DI; одновременная модификация по BX и BP или SI и DI

недопустима. Регистры BX и BP обычно используются для хранения базы

(начального адреса) некоторого участка памяти (скажем, массива) и по-

тому называются базовыми регистрами, а регистры SI и DI часто содержат

индексы элементов массива и потому называются индексными регистрами.

Однако тако

s