Выбор темпа в произведениях В.А. Моцарта"

В своих сочинениях Моцарт обозначал темпы очень точно, гораздо точнее, чем принято обычно об этом думать. В отношении понимания Моцартовских

Выбор темпа в произведениях В.А. Моцарта

Информация

Разное

Другие материалы по предмету

Разное

Сдать работу со 100% гаранией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Выбор темпа в произведениях В.А. Моцарта"

метроном темп интерпретатор моцарт

 

 

по предмету " Методика"

студентки 4 курса

Детковой Татьяны

 

 

Темп

Выбор темпа

"И по самой пьесе нужно уметь разгадать, требует ли она медленного или несколько более быстрого движения. Правда, перед каждой пьесой стоят слова, чьё предназнaчение - указать нa это, как-то: Allegro (весело), Adagio (медленно) и т. д. Однако "медленное", точно так же, как "быстрое" и "веселое", имеет свои ступени... Следовательно, темп надо определять по самой пьесе, и тут можно безошибочно узнать, действительно ли человек понимает музыку. В каждой мелодической пьесе есть по меньшей мере один отрывок, по которому можно совершенно точно определить xарактер движения пьесы... Заметьте это, но знайте, что для достижения такого рода умения необходим долгий опыт и хорошее критическое чутье. Кто же станет мне возражать, если я это умение причислю к основным достоинствам музыканта?"

Так писaл Леопольд Моцарт в своей Школе скрипичной игры (1756). "Долгий опыт и хорошее критическое чутьё", - но при исполнении произведений минувших эпох находить правильный темп помогает и чувство стиля, которое совершенно необходимо. Абсолютно и единственно правильного темпа, конечно, не существует. У каждого музыканта всегда остается известная индивидуальная свобода, и ее не следует недооценивать; в определенных пределах изменения темпа могут быть допустимы.

При выборе темпа необходимо принимать во внимание некоторые моменты, прежде всего, "самые быстрые ноты, из которых состоят пассажи".

Моцарт не оставил нам ни вычислений биения пульса, ни цифровых показателей метронома. Поэтому за сведениями о темпах Моцарта мы вынуждены обращаться к немногочисленным данным описательного характера, встречающимся, например, в его письмах: в них он сетует на слишком быстрый темп игры того или иного музыканта, то предостерегает от слишком медленного исполнения определённых произведений.цapт протестует всякий раз, когда ясность и ритмическая точность страдает из-за слишком быстрого темпа. Здесь отец и сын единодушны; и Леопольд Моцарт часто недоволен слишком быстрыми темпами: "Я не поклонник страшно быстрой игры, при которой приходится всё исполнять на скрипке в полутонах и, так сказать, едва прикасаться к скрипке смычкам и играть почти по воздуху…"

В письмах последнего периода жизни Моцарта, после смерти его отца, нет замечаний по поводу темпов, но наблюдения современников все же дают нам некоторый материал для суждения.

Воспоминания Ф. Рохлица о Моцарте, помещенные в лейпцигской "Allgemeine Musikzeitung" (декабрь 1798 г.), хотя автора часто упрекали в склонности к фантазированию, кажутся нам вполне достоверными: "Моцарт ни на что так резка не сетовал, как на "порчу" его сочинений при публичном исполнении, главным образам, из-за преувеличенно быстрых темпов.

"Они ведь полагают, - говорил он, - что, благодаря этому оно станет пламенным, однако, если в самом произведении нет огня, то по правде говоря, спешкой его туда не внесёшь…".

Судя по многим рассказам Моцарт находил нужным исполнять части произведений, обозначенные Allegro, в умеренном темпе. В настоящее же время их часто играют слишком быстро. Если Моцарт хотел, чтобы ту или иную пьесу или часть её действительно играли быстро, он надписывал: "Presto", а иногда "Allegro assai". "Allegro", если к нему ничего не добавлено, еще часто соответствует первоначальному значению этого слова: бодро, весело.

Что касается частей, обозначенных Andante и Adagio, то замечания Моцарта и сообщения современников приводят к выводу, что Моцарт, видимо, представлял их себе в подвижном темпе. Конечно, и теперь порой можно услышать торжественное, широкое Аdаgiо, исполняемое весьма неторжественно, в быстром темпе. Однако гораздо чаще встречаешься, пожалуй, с обратным явлением: части, обозначенные , Andante, исполняются слишком патетично и медленно. В одном из писем к отцу Моцарт делает замечание сестре относительно концертов E-dur (К. 413), A-dur (К. 414) и C-dur (К. 415):

"Но я прошу сказать ей, что ни в одном концерте не должно быть Adagio, а только лишь Andante...".

Для Моцарта и его эпохи Andante, собственно не является медленным темпом. Таким оно стало только в 19столетии. В представлении Моцарта оно было довольно подвижным, целиком сохранившим ещё первоначальное значение слова "идущий", и находилось оно примерно где-то в середине между быстрым и медленным темпом. Рондо F-dur (К. 494) было обозначено как Andante; но два года спустя Моцарт использовал его в качестве финальной части Сонаты F-dur (К. 533) и обозначил как Allegretto. Следовательно, разница в темпе между Andante и Allegro не могла быть очень большой. Разумеется, не все Andante Мцарта требуют одинакового темпа, и некоторые следует играть не слишком быстро, всегда делая заметное различие между легкими, грациозными и глубоко прочувствованными Andante (например, в Концерте C-dur, К 503, или в скрипичной сонате E-dur, К 454). Посылая сестре в Зальцбург фуги, Моцарт заметил:

"Я намеренно надписал Andante maestoso для того только, чтобы ее [фугу] не играли быстро. Ибо если фугу не исполнять медленно, то нельзя будет внятно и ясно расслышать вступление темы и, следовательно, фуга не произведет никакого впечатления".

декабря 1777 года он пишет отцу:

" Andante, которое не должно быть быстрым, она играет с очень большим чувством".

В этом Andante на ¾ тепм должен быть таким "текучим", чтобы можно было всё же ощущать ритм по целым тактам. Именно тогда представляется возможным играть фигуры, состоящие из мелких нот, мелодично, ровно, без ударений, не теряя выразительности.

Задумываясь над столь важным вопросом, как выбор темпа, необходимо всегда помнить о следующем: впечатление, что характер движения вялый, создается нередко главным образом потому, что звучность слишком густа; чем она прозрачнее, тем движение представляется более подвижным. Именно при исполнении произведений Моцарта понимание этого имеет решающее значение. Поражаешься, как впечатляюще можно сыграть и в подвижном темпе, если заботишься о прозрачной звучности. Пусть выразительность отдельных звуков пострадает, но это пойдет на пользу мелодическим фразам, их взаимосвязи и целостности.

Нет, конечно, ничего удивительного в том, что в отношении темпов Моцарта мнения расходились чаще, чем в отношении темпов в произведениях более поздних композиторов, проставлявших метрономные указания. Некоторые музыканты придерживаются взгляда, что музыку Моцарта надо, по возможности, играть "невесомо", легко и быстро; они при этом ссылаются на детский нрав Моцарта, на его умение шутя преодолевать даже самые большие композиционно-технические трудности, на грациозность его манеры письма, далеко не столь тяжеловесной, как у Бетховена или Брамса. Этому взгляду противостоит мнение других музыкантов, выдвигающих на первый план у Моцарта трагико-демоническую сторону. Они решительно отвергают точку зрения, будто Моцарт в божественной безмятежности всю жизнь изливал свою душу в мелодиях; на им порой грозит опасность "трагически" воспринимать и те произведения, которые действительно отличаются легким, игривым характером и очарованию которых излишне серьезная и тяжеловесная трактовка нанесла бы явный вред.

Конечно, в каждом из этих мнений есть нечто верное; моцартовское творчество содержит в себе и легкость и трагизм; этим, кроме всего прочего это единственное в своём роде положение, которое он занимает в истории музыки. Даже в его самых галантных произведениях есть следы глубочайшей жизненной серьёзности и наоборот.

К примеру, первая часть трагического Концерта c-moll (К. 491) при слишком быстром темпе потеряла бы глубину и выразительность.

Часто по артикуляционным указаниям Моцарта можно судить о правильном темпе. Так. В крайних частях Концерта B-dur (К. 595) имеются артикуляционные тонкости, которые в слишком быстром темпе невозможно было бы надлежащим образом показать.

В своих сочинениях Моцарт обозначал темпы очень точно, гораздо точнее, чем принято обычно об этом думать. В отношении понимания Моцартовских темповых обозначений и в наше время часто еще бывают заблуждения. Поэтому сделана попытка составить шкалу моцартовских темповых обозначений:o - самый медленный темп у Моцарта; обозначение "Lento", насколько известно, в его фортепианных произведениях не встречается. Largo указано, например, во вступлении скрипичной сонаты B-duг (К. 454). Предлагаемый темп: восьмая = приблизительно 69-72.. Adagio, конечно, - медленный темп, но следует уяснить себе, что Adagio XYIII столетия надо играть подвижнее, чем Adagio XIX века. В "галантных" произведениях Моцарта Adagiо (например, во второй части концерта для трех фортепиано, предлагаемый темп восьмая = приблизительно 80-84) следует играть, как правило, несколько живее, чем лирические Adagio в более поздних его сочинениях (Соната с-moll, К. А57, вторая часть: восьмая = примерно 76, Аs-duг'ная средняя часть: восьмая= 76-80; Фантазия c- moll, К. 475, вначале: восьмая= примерно 72-80, от такта 11 - приблизительно 80-84, D-duг'ная часть - примерно 80-88; Adagio h-mоll, К. 540; восьмая = около 76 и т. д.) Особый случай - торжественное Adagio в начале Фантазии C-dur (К. 394), которое следует играть в темпе: восьмая = приблизительно 92.to. К сожалению. снова и снова приходится сталкиваться с ложным мнением, будто Larghetto - более медл

Похожие работы

1 2 >