Влияние транс-музыки на самочувствие, активность и настроение человека

Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы (любое музыкальное явление существует как необратимая последовательность интонаций и интонационных

Влияние транс-музыки на самочувствие, активность и настроение человека

Курсовой проект

Психология

Другие курсовые по предмету

Психология

Сдать работу со 100% гаранией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние транс-музыки на самочувствие, активность и настроение человека

 

Введение

 

Данная работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее - от прослушивания музыки. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние так или иначе является фактом.

Конкретно эта семестровая работа посвящена спокойным звуковым колебаниям, таким жанрам как транс музыка, инструментальная музыка, легкий рок. По данным жанрам были подобранно 2 исполнителя - группа Enya и Enigma.

Цель работы: анализ влияние прослушивания транс-музыки на самочувствие, активность и настроение человека.

Объект исследования: самочувствие, активность и настроение человека.

Предмет исследования: влияние прослушивание транс-музыки на самочувствие, активность и настроение человека.

Гипотеза исследования: участие в эксперименте прослушивания транс музыки в течении 20 минут понизит самочувствие, активность и настроение человека.

Задачи:

1. Проинтерпретировать понятие музыка и ее виды.

. Проанализировать транс-музыку и ее влияние на человека.

. Проанализировать понятия самочувствие, активность, настроение в психологической литературе.

. Обосновать методы и выборку исследования.

. Разработать эксперимент по изучению влияние транс-музыки на самочувствие, активность и настроение человека.

. Провести входную диагностику САН в экспериментальной и контрольной группах.

. Организовать эксперимент.

. Провести выходную диагностику САН в экспериментальной и контрольной группах.

. Математически обработать результаты эксперимента.

Выборка: 10 человек в возрасте от 18 до 20 года (экспериментальная - 5 человек, контрольная группа - 5 человек) 6 девушек и 4 парня.

Методы исследования:

1. Эксперимент.

. Психодиагностическое тестирование.

. Метод математико-статистической обработки данных (оценка достоверности отличий с помощью критерия Стьюдента).

Методики:

1. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение).

Практическая значимость: Исследование этой проблемы поможет понять, действительно ли долговременное прослушивание транс-музыки влияет, на самочувствие, активность, настроение человека. Полученные результаты будут весьма интересны и значимы.

 

 

1. Общие закономерности влияния музыки на организм человека

 

1.1 Общее представление о звуке

 

Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.

Из вышесказанного, можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.

С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс. Немного позднее получила широкое развитие электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

 

1.2 Понятие музыки. Популярные жанры музыки

 

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα - музза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

В историческом контексте развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека - ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки.

В рамках первобытного синкретического искусства, содержавшего также зачатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших доминирующими позднее.

В раннестадиальном фольклоре различных народов музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции. Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссандирующих подъёмов и спадов (экмелика), объединяющих контрастные высотные зоны в ритмическом порядке, зависящем от ритмики словесного текста и танца. Однако этот первичный звуковысотный контраст уже наделён эмоциональной выразительностью благодаря изначальной связи музыкального интонирования с психофизиологическими состояниями людей, со словом, пластическим движением; благодаря включённости музицирования в быт, в трудовые процессы, в ритуалы (народная музыка). Постоянство этих связей, формирующее первичные музыкальные жанры, приводит к стабилизации высот (и, как следствие, к их закреплению в определённом строе).

Тем самым, в общественном музыкальном сознании высота звука отделяется от тембра голоса и речевой артикуляции; появляется категория лада. Возникают звукоряды и основанные на них мелодии. Звуковысотность, зафиксированная в музыкальном строе, предполагает развитие слуховых навыков (музыкальный слух), особой музыкальной памяти, удерживающей положение звука в высотном диапазоне, относительно других звуков. Обретая точную высоту, интонация становится способной воплотить более широкий и дифференцированный образный смысл. Он, с одной стороны, выступает как сохранившийся в интонационных формулах след их прошлого значения, связанного с контекстом музицирования, с первичным жанром; с другой стороны - продолжается процесс «вбирания» смысла в интонацию «извне», из образующихся новых связей музыки и слова, музицирования и его социокультурного контекста.

Специфика музыки как особой эстетической ценности раскрывается в соотношении прикладных и художественных целей творчества. Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач (прикладная музыка), которые подразумевали использование канонизированных выразительных средств. Ценность музыки в этих условиях зависела от типичности её формы, от близости к нормативным образцам. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы распространения музыки, не равнозначной ни быту, ни церемониалу, ни культу, привели к осознанию новой цели: оригинального воплощения индивидуальной авторской мысли (композиция). В этих условиях ценность музыки состоит в неповторимой структуре музыкального произведения и одновременно во внутренней смысловой оправданности избранных композитором средств. Снижение художественного качества в автономной музыке может являться результатом либо стандартности авторского мышления (к примеру, салонная музыка), либо самодовлеющей ориентации на использование оригинальных эффектов, противоречащей внутренней цельности произведения.

Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы (любое музыкальное явление существует как необратимая последовательность интонаций и интонационных комплексов) и художественно-смысловой целостности. Первичный тип целостности в музыке представлен импровизацией - процессом музицирования, не имеющим функционально различимых средств для обозначения начала и конца пьесы. Впечатление целостности в этом случае создаётся благодаря тому, что элементы, составляющие импровизацию, интонационно родственны друг другу, будучи вариантами исходной мелодической, ритмической, гармонической модели. Близка импровизации вариационная форма, в которой, однако, различаются функции начала и конца (тема и её вариации, иногда завершаемые возвращением к исходной теме). Наиболее сложный тип музыкальной целостности представлен завершёнными музыкальными формами, в которых функции начала, развития и завершения выражены специальными музыкальными средствами (например, экспозиция, разработка, реприза в сонатной форме). В этих формах звуковременной процесс членится на фазы, связанные друг с другом по типу причин и следствий. Восприятие таких форм предполагает активность слушательского внимания, способного сравнивать, сопоставлять, удерживать в памяти прошлое и настоящее, предвосхищать будущее развитие музыкальной мысли. В завершённых формах время звучания обретает специфическую пространственность: способность «застывать» в логике соотношения частей музыкального целого. Так возникает диалектика «формы-процесса» и «окристаллизованной формы». Завершённость музыкального произведения, в свою очередь, оборачива

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>