Виктор Цой как феномен культуры

В популярности ленинградской группы «Кино» есть что - то необъяснимое - и, действительно, успех, слава, массовое признание, которые, как правило,

Виктор Цой как феномен культуры

Курсовой проект

Разное

Другие курсовые по предмету

Разное

Сдать работу со 100% гаранией

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный университет (ТГУ)

Институт культуры и искусства

Кафедра теории и истории культуры

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Виктор Цой как культурный феномен

 

 

 

 

 

 

Автор работы

Г.О. Бибишева

Руководитель

Канд. филос. наук, доцент

Е.В. Барнашова

 

 

 

 

 

Томск 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Русский рок и время

1.1 Рок-н-ролл жив?!

1.2 Рок вчера

1.3 Рок сегодня

2. Виктор Цой как культурный феномен

2.1 Историческая справка

2.2 Образ Виктора Цоя

2.3 Кто слушает?

2.4 Почему слушают?

2.5. О чем пел Виктор Цой?

Заключение

Литература

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В массовой музыкальной культуре XX века рок-музыка занимает особое место. Сформировавшаяся около 40 лет назад, она пережила период бурного расцвета и распространилась по всем регионам мира. В процессе своего развития она пережила несколько стилистических модификаций и стала каналом превращения субкультуры американских негров в один из самых влиятельных элементов современной мировой музыкальной культуры.

Обладая специфической простотой музыкальных выразительных средств, рок-музыка оказала сильное эмоциональное и мировоззренческое воздействие на свою аудиторию, к которой в первую очередь принадлежала значительная часть молодежи из стран западноевропейской культурной ориентации. В России рок-музыка не просто влияла на молодежь, но стала культурным мифом целого поколения.

Русский рок создал сам о себе грандиозную и чрезвычайно удачную мифологическую историю, в основании которой была помещена негласная аксиома о том, что до эпохи русского рока не существовало ничего, сколько-нибудь равного ему по силе культурного влияния на советскую молодежь. Действительно, ни громадное количество ВИА, ни даже повальная мода на социальный остракизм КСП не могли соперничать с тем, что впоследствии было окрещено «русским роком». Едва возникнув, русский рок сразу стал самораскручивающимся продуктом и постоянным центром притяжения общественного внимания. Миф о русском роке как о «настоящей музыке», музыке «для своих», оказался очень убедительным. Не менее убедительными стали герои этого мифа пресловутое «поколение дворников и сторожей», внештатных талантов и пророков, противостоящих отвратительному советскому официозу.

Именно благодаря «героям» мифа русский рок, считающийся «умершим», живет до сих пор. Действительно ли жив русский рок, каковы его функции, место и роль в современном культурном пространстве? Вот основные вопросы моего исследования.

Актуальность моей исследовательской работы заключается в попытке разрешить противоречия в исследовании данных вопросов.

Новизна курсовой работы заключается в рассмотрении современного положения и культурного значения феномена русского рока через раскрытие феномена Виктора Цоя Объектом исследования курсовой работы является русский рок, как феномен культуры.

Предмет исследования Феномен Виктора Цоя

Цель курсовой работы - понять современное положение русского рока (на примере творчества В. Цоя)

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть функции русского рока во время расцвета
  2. Выявить функции и место русского рока в наше время
  3. Дать краткую историческую справку о личности и творчестве Виктора Цоя
  4. Рассмотреть и выявить образ В. Цоя в рок-культуре
  5. Рассмотреть такие критерии как: основная аудитория слушателей; Причины любви к творчеству; специфика творчества.

Работа оставляет возможность дальнейшего, более глубокого исследования данной темы.

Структура курсовой работы подчинена целям и задачам. Она состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Во введении обозначаются цели и задачи курсовой работы. В первой главе рассматривается проблема определения позиции русского рока в наше время. Во второй главе исследуется феномен Виктора Цоя в русской рок-культуре. В заключении подводятся итоги проделанной работы.

 

 

1. РУССКИЙ РОК И ВРЕМЯ

 

1.1 Рок-н-ролл жив?!

 

Примерно девятнадцать лет назад (в 1991г) один из современных музыкальных критиков Артемий Троицкий в своей книге «Рок в союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» рассуждал об изживающей себя, уходящей в прошлое классической формации русского рока: « Рок вершил свою тихую революцию в умах молодых людей в самые беспросветные годы, был эмоциональным и психологическим тоником, а в каком-то смысле и предтечей гласности. В этом его уникальность и в этом же его обреченность. Ибо по мере того как наше общество начало возвращаться к цивилизованным формам стало очевидно, что духовная миссия рока в общем и целом исчерпала себя». По мнению Артемия на место рока «подполья» должна была прийти новая музыка: «Теперь его место принадлежит занять тем, кому положено, - честной литературе, невымышленной истории, религии. А року, в свою очередь, предстоит занять место в своей культурной нише той самой развлекательной и молодёжной. Эта завтрашняя музыка должна быть совсем другой: музыкой изначально свободных людей, а не людей, отчаянно пытающихся утвердить свои свободы»

Вот наступило то самое «завтра», а мы это те самые «изначально свободные» люди, о которых говорил Троицкий. Мы с уверенностью можем сказать, что его предположения оправдались, музыка, которую играет и слушает наше поколение совсем другая, это иной, другой рок. Правда есть одно «но». Старый добрый русский рок классической формации ни куда не исчез. Да, он изменился, теперь у него новые темы и борется он теперь за другое и с другими. Но сохранилась у «старого» рока та же манера, та же способность говорить по душам со слушателем, те же голоса, и даже лица Гребенщикова, Макаревича, Шевчука, Кинчева и др. Удивительно и то, что до сих пор слушают и любят песни, написанные в далекие и непонятные современному поколению времена застоя и подполья, теми, кого уже давно нет в живых. Это песни Майка Науменко, Саши Башлачева, Виктора Цоя и других. Почему же всё еще жив тот рок, и жив ли он? Какое место он занимает теперь, какие функции несет, быть может, это просто призрак давно минувших дней, остаточное явление?

 

1.2 Рок вчера

 

Русский рок крик души. Твоей, моей, того парня, крик той самой, пресловутой, «русской души». Призыв к борьбе за свободу, отчаянный поиск правды, мольба о помощи, жажда понимания и любви. Он разговаривает с тобой, как друг, старший брат, как ты сам, о самом главном. Помогает помнить, что на самом деле важно, Что значит быть человеком, уметь думать, чувствовать, слушать и слышать, а главное действовать, так как велит тебе сердце.

Русский рок «классической» формации зародился в середине 60-х годов, и постепенно развивалась под знаком запретов, изолированности от внешнего мира, идеализма и нищеты. Специфические условия нашей страны способствовали тому, что рок взял на себя функции не свойственные молодёжной развлекательной музыке (каковой рок изначально и во всем остальном мире является). Рок с самого своего появления был не только музыкой, кайфом, праздником он был куском свободы и оружием сопротивления тупости, лжи, духовному и интеллектуальному насилию. Рок преследовали власти он был опасен. Рок не продавался он был бескорыстен. Рок существовал в духовном вакууме и он был духовно заряжен. В этом высказывании Артемий Троицкий выразил все то, с чем боролась рок музыка, следовательно, и основные функции, которые эта музыка несла.

Во-первых, в годы зарождения и бурного подъема советского рока чувствовалась тотальная несвобода и тотальная неправда. Рок взял на себя функции говорить правду, был «одним из немногих чистых голосов в фальшивом хоре». Создание и исполнение рок-композиций в 80-е гг. являлось нарушением идеологического табу на инакомыслие, для этого требовалось известная смелость и уверенность в собственной правоте, таким образом, текст рок композиций это не только Слово, но и Поступок. Это великий акт свободы.

Во-вторых, говоря людям правду, способствуя их внутреннему раскрепощению, рок-музыка давала толчок для размышления. Русский рок был заряжен на то, чтобы будить мысль, не дать молодым умам сгнить под гнётом идеологии, превращающей людей в бездумную, безличную массу.

Самое главное людей того времени лишили духовности, их религией стал рок. Рок провозглашал забытые утерянные духовные, нравственные ценности. Благодаря рок-музыке появлялось ощущение сопричастности чему-то настоящему, ощущение себя в кругу единомышленников.

 

1.3 Рок сегодня

 

В наше время «свободных» людей повсюду говорится о свободе личности, свободе слова, сняты все прежние запреты, каждый может говорить, о чем захочет и делать все что захочет. В итоге тотальный дефицит информации сменился бесконечным неконтролируемым её потоком, свалившимся на не успевший опомниться народ. Современный человек вновь оказался потерянным, он утратил себя во всем изобилии возможностей, размылись границы правды и лжи, трудно разобрать, что же настоящее, а что вымысел. Общество превратилось в обезличенную массу, воспитываемую господствующей массовой культурой. Нам навязываются мысли, желания и ценности чуждые нам. Наблюдается падение нравов не желание мыслить

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>