Введение
Современная образовательная система требует учёта не только результативных характеристик деятельности учащегося (таких, как академическая успешность), но и различных параметров, характеризующих субъективные представления учащегося о собственном учении и его результатах. Эти субъективные представления находят выражение в переживании уверенности или неуверенности учащегося в собственном знании, в правильности решения конкретной задачи, в собственных возможностях освоения отдельных предметных курсов и получения образования в целом. В частности, в ряде отечественных и зарубежных исследований продемонстрирован эффект несовпадения объективной успешности учащегося и его субъективной уверенности в собственных достижениях. Так, учащиеся могут демонстрировать высокую уверенность в собственных знаниях и навыках на фоне относительно низкой объективной успешности. Указанное расхождение между объективной успешностью и уверенностью в достижении определенных учебных успехов выступает как важный фактор, определяющий результативность учебной деятельности. Например, учащийся с чрезмерно высокой или недостаточной уверенностью в собственных знаниях неадекватно интерпретирует причины своих успехов и неудач, испытывает трудности в развитии себя как субъекта учения. В то же время эмпирические данные, раскрывающие роль психологических условий, определяющих уверенность в решении учебных задач, разрознены и получены в основном в зарубежных исследованиях, то есть в рамках другой образовательной среды. В этой связи актуальной и значимой становится проблема изучения метакогнитивных суждений и мотиваций в их формировании при решении учебных задач.
В изучении уверенности традиционно используется так называемая парадигма калибровки. В психофизических исследованиях она также обозначается как исследование реализма уверенности. Сущность данной процедуры заключается в сопоставлении субъективных оценок уверенности испытуемого в правильности решения задачи и объективной правильности этого решения. На основе этого сопоставления рассчитываются различные показатели: средний процентный показатель, абсолютная точность суждений, погрешность, различие между уверенностью в правильных и неправильных решениях и другие. Сравнение однотипных показателей по различным предметам поможет выявить взаимосвязь внешней мотивации с уверенностью в суждениях.
Цель исследования: изучить взаимосвязь мотивации учения и знания предметной области в уверенности в знании.
Задачи исследования:
1. Изучение научно-психологической литературы;
. Разработка программы исследования;
. Проведение исследования;
. Анализ и интерпретация данных.
Объект исследования: особенности метакогнитивных суждений в процессе решения учебных задач.
Предмет исследования: взаимосвязь знаний, внешней учебной мотивации и метакогнитивных суждений в процессе решения учебных задач.
Испытуемые: студенты филологического факультета заочного отделения КГУ им. К.Э. Циолковского. Выборка исследования составила 19 человек.
Гипотезы исследования:
1. Будет обнаружена связь между характеристиками метакогнетивных суждений и уровнем знания конкретной предметной области.
. Влияние внешней мотивации на уверенность в суждениях и знания будет значительным. Показатели уверенности по профилирующему предмету (русскому языку) будут выше, чем по общеобязательному (педагогической психологии).
Методы исследования:
. Тест знания по курсу «Педагогическая психология» с включенной в нее процедурой калибровки.
. Тест знания по курсу «Современный русский язык» с включенной в нее процедурой калибровки.
. Методы статистической обработки.
1. Психологические исследования метапознания
1.1 Понятие метапознания
В последние годы в центре внимания ряда западных психологов оказались так называемые метакогнитивные процессы, отвечающие за управление ходом текущей интеллектуальной деятельности.
В отечественной психологии также неоднократно высказывалась идея о том, что для оценки индивидуальных интеллектуальных возможностей важны не столько характеристики «аналитических» (когнитивных) процессов, сколько особенности «интегральных психических процессов» (в виде целеобразования, планирования, прогнозирования, принятия решений и т.д.). Последние обеспечивают организацию и регуляцию интеллектуальной деятельности, формируясь на основе синтеза и координации аналитических процессов. Весьма интенсивно разрабатывается и проблема интеллектуальной рефлексии как способности думать об основаниях собственного мышления.
Таким образом, интеллектуальное развитие предполагает не только совершенствование когнитивных механизмов переработки информации, но и формирование метакогнитивных механизмов интеллектуальной саморегуляции. [19; 203-204]
Прежде всего, дадим определения основным понятиям:
Метакогнитивная осведомленность - система представлений человека о своих индивидуальных интеллектуальных способностях.
Метакогнитивный опыт - ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольное и произвольное управление собственной интеллектуальной деятельностью. Их основное назначение - контроль состояния индивидуальных интеллектуальных ресурсов и саморегуляция процессов переработки информации. [19; 362-363]
Сущность метапознания можно раскрыть через два основных аспекта: знание и контроль познавательных особенностей субъекта и познавательных процессов. Общая схема, отражающая компоненты метапознания выглядит следующим образом.
Раскроем содержание представленной схемы подробнее.
Осознание и контроль личностных и когнитивных детерминант: основными детерминантами успешного процесса познания или научения выступает самооценка (ее когнитивный компонент), саморегуляция, мотивация, установки и особенности внимания.
Осознание и контроль познавательных процессов. Выделяются три типа метакогнитивного знания, являющимися ключевыми для эффективного контроля над познавательным поведением: декларативное знание, процедурное знание и знание условий. Декларативное знание содержит фактическую информацию, например, концептуальное знание об особенностях конкретной задачи или типа задач. Процедурное знание содержит информацию о том, в каких случаях и как именно следует применять когнитивные стратегии, в каких ситуациях та или иная стратегия имеет преимущества.
Метапознавательный контроль включает в себя:
·планирование познавательной деятельности: целенаправленный выбор когнитивных стратегий с учетом специфики задачи и в значительной степени зависит от декларативного знания и знания условий.
·оценку познавательной деятельности. Она предполагает исследование имеющихся знаний, особенностей понимания, целей, задач и имеющихся личностных ресурсов.
·регуляцию познавательной деятельности. Она включает в себя мониторинг текущей деятельности и сопоставление текущего результата с целью.
Оценка, планирование и регуляция познавательной деятельности должна предварять, сопровождать и завершать каждый этап деятельности.
Признавая существования механизмов перехода метакогнитивных процессов в неосознаваемые, американские исследователи условно относят к метакогнитивным только те процессы, которые подлежат сознательному контролю субъекта и, следовательно, могут быть актуализированы и изучены с помощью эксперимента.
Дж. Флейвел представляет структуру метакогнитивного опыта как состоящую из трех уровней. Первый уровень составляют метакогнитивные знания человека о себе, о своих жизненных задачах и стратегиях их реализации. Второй уровень представлен метакогнитивным опытом, выполняющим функции структурирования прошлого опыта и отслеживания событий непосредственной данности. Наконец, на третьем уровне имеет место метакогнитивная регуляция деятельности, основная задача которой - поиск ресурсов, адекватных цели.
Метакогнитивная активность субъекта может быть направлена на следующие основные сферы:
. Познавательная сфера.
. Эмоциональная саморегуляция.
. Воспроизведение опыта.
. Мониторинг среды.
Методология исследования метапознания является на современном этапе еще достаточно слабо разработанной. Это обстоятельство определяется двумя основными причинами: относительной молодостью самого направления метакогнитивизма и особенностями исторического развития этого направления. Основные методологические проблемы рассматривались «ранними» авторами, в основном, - до начала 1990-х гг. (Борковский, Браун, Флейвел). Впоследствии метакогнитивное направление разделилось на большое количество различных течений, исследующих, в основном, прикладные аспекты метапознания в тех или иных сферах человеческой деятельности. Это и обусловило снижение интереса к общеметодическим и методологическим вопросам исследования метакогнетивных феноменов. [8; 27]
На современном этапе сложились следующие основные методы и методические подходы, посредством которых проводится изучение метакогнитивной сферы личности:
. Классический метод «мышления вслух».
. Метод «клинической беседы» Ж. Пиаже для изучения генезиса метапознания у детей.
. Метод феноменологического анализа метакогнитивного опыта.
. Метод Дж. Келли для исследования метакогнитивных конструктов и особенности организации когнитивного опыта у метакогнитивно одаренных людей.
. Опросник «метакогнитивной включенности в деятельность».
. Метод Д Эверсон, основанный на сочетании задач с мышлением в слух и последующим применением опросника на уровень метакогнитивной включенност