Взаимодействие светского и религиозного образования

Я попытаюсь через анализ ложных стереотипов и дискриминационного толкования светскости прийти к пониманию ее сути. Разновидностью дискриминационного толкования является отождествление

Взаимодействие светского и религиозного образования

Дипломная работа

Педагогика

Другие дипломы по предмету

Педагогика

Сдать работу со 100% гаранией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие светского и религиозного образования

Введение

 

Актуальность исследования.

Современная ситуация в системе образования в России, проблемы в сфере взаимодействия светского и религиозного образования требуют серьезного теоретического анализа и принятия на его основе необходимых управленческих решений. Для целостной социализации будущих поколений необходимо формирование единого образовательного пространства, которое выражается в сотрудничестве всех институтов общества: государства, системы образования, семьи, церкви. Общество без духовных традиций не имеет будущего. Сохранение и поддержание социокультурных и духовных традиций общества- важнейшая задача общества. Сотрудничество двух моделей образования (государственной светской и частной религиозной) необходимо для разрешения кризиса всей современной системы образования. Ныне большая часть граждан Российской Федерации идентифицирует себя с православием (согласно опросу независимого исследовательского центра РОМИР в ноябре 2002 69,3 % назвали себя православными христианами), и, соответственно, выражают потребность в получении образования, адекватного их мировоззрению. Кроме того, религиозное образование в светской школе необходимо для реализации целостной социализации подрастающего поколения и соблюдения принципа культуросообразности, так как нравственные ценности православия явились ядром национального самосознания русского народа.

Светская концепция образования Нового времени заложила основы разрушения целостности образования, а значит и опасность потерять исконную цель образования - целостного человека как члена общества, которая стала реальностью XIX-XX веков. Данная концепция породила феномен отчуждения человека от общественного производства, от результатов собственного труда, гуманистических ценностей религиозной и народной культуры, привела к разрушению социально-психологической и нравственной целостности личности, так как образование целью узкоспециализированное включение в производство.

Современная система образования испытывает кризис в сфере воспитания учащихся, так как, ссылаясь на строгую наукоориентировнность и реализацию свободы совести в условиях поликультурного общества, она не дает целостной ориентации в соответствии с ее мировоззрением, религиозно-культурной идентичностью. Педагогическая традиция сознательно уходит от рассмотрения воспитательных аспектов формирования отношения к Богу, ближнему, проблемам души, нравственному идеалу. Поэтому появились проблемы обучения пониманию добра и зла, порока и добродетели, высокого и низкого и другим категориям.

Совокупность проблем, связанных с религиозным и светским образованием и их взаимоотношением, можно разделить на практические и теоретические.

Среди теоретических проблем существуют следующие:

) переход от атеистической конфронтационной модели светскости в научном дискурсе к пониманию цивилизованной модели светскости в образовании;

)восстановление единства и преемственности национальной и религиозной культуры, образовательной традиции, которая связана с атеистическим наследием в системе образования и его инерцией в сознании определенной части интеллигенции;

)отсутствие общепризнанных определений терминов религиозного и светского образования и понятия светскости;

)реализация демократического понимания свободы совести в системе образования;

)отсутствие концепции интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность современной светской школы.

Перечень практических проблем таков:

) взаимодействие религиозного и светского типов образования в решении проблемы создания национальной системы образования;

)религиозное образование было фактически уничтожено в советский период и его возрождение началось в 90-е гг. XX века, а значит появилась проблема формирования религиозной системы образования, адекватной национальным традициям, включенной в единое образовательное пространство и эффективно взаимодействующей с светским образованием;

)проблема профилактики религиозного экстремизма и нетерпимости в коммуникации людей разных культур;

)противодействие нетрадиционным религиозным организациям в сфере образования, поскольку они наполняют содержание образования не соответствующими национальной культуре и социальному запросу знаниями.

Для решения выявленных проблем необходимо выяснить философско-исторические, социальные, правовые, религиоведческие и педагогические аспекты взаимодействия двух видов образования.

Объект исследования.

Объектом моего исследования является сфера образование в светском и религиозном аспекта.

Образование является одной из духовных сфер культуры наряду с религией, наукой, литературой, СМИ и искусством. В Советском энциклопедическом словаре дается такое определение образования - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимые условия подготовки человека к жизни и труду. В преамбуле закона РФ Об образовании образование толкуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Предмет исследования.

Предметом моего исследования является формирование системы взаимоотношений религиозного и светского компонентов образования в российской системе образования.

Цель исследования.

Целью работы является исследование взаимодействия двух моделей традиций образования в историко-философском, правовом, социальном и культурологическом, религиоведческом и педагогическом аспектах.

Цель работы ставит следующие задачи:

) раскрытие социокультурных условий формирования моделей светского и религиозного образования и их содержания;

) выявление сущности и специфики понятий светского и религиозного образования;

) анализ форм взаимодействия религиозного и светского компонентов образования.

Научная новизна состоит из следующих пунктов.

.Выявлены социокультурные условия и содержание религиозного и светского типов образования. Наибольшее влияние на развитие данных типов образования оказали следующие условия:

  1. развитие производительных сил;
  2. религиозная культура и традиции;
  3. положение Церкви в системе общественных институтов и характер процессов секуляризации;
  4. формирование религиозного и научного типов рациональности;
  5. потребность общества в социализации, которая соответствует его идеологии;
  6. развитие общественной системы: формирование институтов, складывание общественных отношений.

2. Проведен системный анализ сущности светского и религиозного типов образования, раскрыта их специфика, заключающаяся в следующих положениях:

  1. светское образование- это целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, который учреждается, контролируется, обеспечивается и реализуется посредством органов государственной власти, местного самоуправления, частных лиц, общественных и религиозных организаций, имеет исключительно общественно значимое содержание, которое может включать другие типы образования, в том числе и религиозное;
  2. религиозное образование- это целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества, государства и религиозных организаций, который по организационно-правовой принадлежности реализуется в учреждениях государственной, муниципальной и конфессиональной систем образования, а также в семье, содержание которого основывается на конфессиональном мировоззрении и может включать светски блок знаний.

3. Выявлены цели и формы взаимодействия двух компонентов образования. Целями такого взаимодействия является:

  1. формирование целостной личности (в сферах духовно-нравственной, социальных отношений, мировоззренческом и аксиологическом аспектах);
  2. трансляция нравственных ценностей и формирование национально-культурного самосознания учащихся;
  3. стабилизация общественных отношений, межэтнической и межконфессиональной коммуникации посредством сотрудничества общественных институтов, в том числе религиозных объединений;
  4. взаимоусиление педагогического потенциала данных компонентов образования за счет сотрудничества педагогических традиций.

Взаимодействие осуществляется в следующих формах:

  1. по признаку ступеней образования: начальное, общее среднее, высшее профессиональное:
  2. по признаку содержания образовательных курсов: религиоведческое, теологическое, этноконфессиональное;
  3. по признаку типа компонента образования: инвариантный (федеральный), вариативный (региональный), дополнительное образование.

4. Обоснована необходимость включения этноконфессиональной компоненты образования в системах светской школы, как форма взаимодействия светского и религиозного видов образования для целостной социализации и реализации права граждан на получение образования, адекватного культурным традициям общества.

Гипотеза исследования.

В основе исследования положена следующая гипотеза: необходимо включение этноконфессиональной компоненты образования в систему светской школы, как формы взаимодействия религиозного и светского видов образования для достижения целостной социализации и реализации права граждан на получение адекватного культурным традициям общества образования.

Методологическая основа исследования.

Методологической основой дипломной работы является совокупность взглядов

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>