Великая Отечественная война в произведениях Юрия Васильевича Бондарева

Среди книг Юрия Бондарева о войне "Горячий снег" занимает особое место, открывая новые подходы

Великая Отечественная война в произведениях Юрия Васильевича Бондарева

Реферат

Литература

Другие рефераты по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

МОУ СОШ №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Великая Отечественная война в произведениях Юрия Васильевича Бондарева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Вотинцев Арсений Андреевич

11 класса

 

Проверил: Синягина Нина Борисовна

 

 

г. Советская Гавань 2006

Вступление

В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации

В художественном освоении темы «Великая Отечественная война в современной прозе» можно выделить несколько этапов.

На протяжении нескольких десятилетий после окончания Великой Отечественной официальное советское искусство творило миф об успешной войне, не упоминая о той цене, которой была оплачена победа.

Писатель фронтовик Астафьев с горькой иронией писал: "Читая послевоенные книги, я не раз ловил себя на том, что я был на какой-то другой войне». Перелом в освещении этой темы произошел в 50-х годах. В 1956 году был опубликован рассказ Шолохова "Судьба Человека". Война в нем изображена как страшная трагедия. За Шолоховым появились произведения, глубоко и правдиво показывающие войну. Это трилогия Симонова "Живые и мертвые", роман Гроссмана "Жизнь и судьба", Бондарева "Батальоны просят огня", повесть Быкова "Знак беды", "Мертвым не больно", Распутина "Живи и помни".

Тема войны имела различные трактовки. В первом периоде (1941 1956) виден резкий разлом на два лагеря: советский народ и фашисты. Показано единство советского народа. Отрицательных героев в нашем лагере нет. Герои лишены человеческих слабостей, а враг изображался только черными красками.

Во втором периоде (1956- 1985) в литературу вошли те, кто прошел войну (Бакланов, Кондратьев, Быков, Распутин и другие). Они показали свое видение войны, то, что знали всё, но не писали. На первый план выдвигается психология нравственного выбора и предательства, показаны советские люди подлецы, командиры виновники гибели солдат. Особенно яркое произведение этой поры повесть Быкова " Сотников". Враг показан уже как человек со своим внутренним миром.

В третьем периоде (1985 1995) произошел новый поворот темы. В прозу о войне входит тема репрессий, трагических переломов в душах воюющих. Появляется возвращенная литература: повести Кондратьева " Сашка", Воробьева "Это мы, Господи", рассказ Солженицына "Один день Ивана Денисовича", повесть Астафьева " Прокляты и убиты" и другие.

В своем реферате я хочу рассмотреть творчество писателя фронтовика, артиллериста Юрия Васильевича Бондарева на примере трех романов : "Горячий снег", "Берег", "Выбор".

 

"Горячий снег"

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске. В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошёл длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год он учился в Литературном институте имени М. Горького. Начал печататься с 1949 года. А первый сборник рассказов "На большой реке" вышел в 1953 году. Широкую известность принесли писателю повести "Юность командиров", вышедшая в 1956 году, "Батальоны просят огня" (1957 год), "Последние залпы" (1959 год). Для этих книг характерны драматизм, точность и ясность в описании событий военной жизни, тонкость психологического анализа героев. В последствии вышли в свет его произведения "Тишина" (1962 год), "Двое" (1964 год), "Родственники" (1969 год), "Горячий снег" (1969 год), "Берег" (1975 год), "Выбор" (1980 год), "Мгновения" (1978 год) и другие.С середины 60-х годов писатель работает над созданием фильмов по своим произведениям; в частности, он был одним из создателей сценария киноэпопеи "Освобождение".Юрий Бондарев также является лауреатом Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Его произведения переведены на многие иностранные языки.

Среди книг Юрия Бондарева о войне "Горячий снег" занимает особое место, открывая новые подходы к решению нравственных и психологических задач, поставленных ещё в его первых повестях - "Батальоны просят огня" и "Последние залпы". Эти три книги о войне - целостный и развивающийся мир, достигший в "Горячем снеге" наибольшей полноты и образной силы. Первые повести, самостоятельные во всех отношениях, были вместе с тем как бы подготовкой к роману, быть может ещё не задуманному, но живущему в глубине памяти писателя. События романа "Горячий снег" разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков. В "Горячем снеге" время стиснуто даже плотнее, чем в повести "Батальоны просят огня". "Горячий снег" - это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны; это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи. Не знающий передышек и лирических отступлений, будто у автора от постоянного напряжения перехвачено дыхание, роман "Горячий снег" отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из её решающих моментов. Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы освещаются тревожным светом подлинной истории, в результате чего всё обретает особую весомость, значительность. В романе батарея Дроздовского поглощает едва ли не всё читательское внимание, действие сосредоточено по преимуществу вокруг небольшого числа персонажей. Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи - частица великой армии, они -- народ, народ в той мере, в какой типизированная личность героя выражает духовные, нравственные черты народа. В "Горячем снеге" образ вставшего на войну народа возникает перед нами в ещё небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения, в богатстве и разнообразии характеров, а вместе с тем и в целостности. Этот образ не исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов -- командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционно принято считать лицами из народа,-- вроде немного трусливого Чибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубого ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизии полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только совокупно понятые и принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражающегося народа. Сила и новизна романа заключается в том, что единство это достигнуто как бы само собой, запечатлено без особых усилий автора - живой, движущейся жизнью. Образ народа, как итог всей книги, быть может более всего питает эпическое, романное начало повествования.

Для Юрия Бондарева характерна устремлённость к трагедии, природа которой близка событиям самой войны. Казалось бы, ничто так не отвечает этой устремленности художника, как тягчайшее для страны время начала войны, лета 1941 года. Но книги писателя - о другом времени, когда уже почти несомненен разгром фашистов и победа русской армии. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил. Умирают герои "Горячего снега" - санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие... И во всех этих смертях виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за смерть Зои ложится отчасти на него, но как ни велика вина Дроздовского, они прежде всего - жертвы войны.

В романе выражено понимание смерти - как нарушение высшей справедливости и гармонии. Вспомним, как смотрит Кузнецов на убитого Касымова: "сейчас под головой Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвенно-белым, истончённым жуткой красотой смерти, удивлённо смотрело влажно-вишнёвыми полуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную в клочья, иссечённую телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убило его и почему он так и не смог встать к прицелу. В этом невидящем прищуре Касымова было тихое любопытство к не прожитой своей жизни на этой земле и одновременно спокойная тайна смерти, в которую его опрокинула раскалённая боль осколков, когда он пытался подняться к прицелу".

Ещё острее ощущает Кузнецов необратимость потери ездового Сергуненкова

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>