Валентин Распутин (биография)

Матёра, остров на реке Ангоре должен уйти под воду. Ниже по Ангоре строят плотину для электростанции. Вода по реке и

Валентин Распутин (биография)

Доклад

Литература

Другие доклады по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

Валентин Распутин.

Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье.

Биография Распутина в его творчестве: Здесь даны и родословная писателя , и вся история ангарской деревни Аталанки , где родился Валентин Распутин. Дом и мир. Выходцы с русского севера , из мурманских краёв , а другой ветвью из архангельских основали на Ангаре две деревни , но теперь не осталось ни одной , обе ушли на дно. «Не каждому поколению приходиться пережить уничтожение колыбели , в которой формировалось его духовное существо». Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены мистическим смыслом. «Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб всенародного несчастья». Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя. Дедушка по отцу , в котором просматривалась примесь коренной сибирской породы , этакая тунгуссковатость , и бабушка с её чисто русским, ликовым лицом , суховатым и удлинённым , - это рассказ «Василий и Василиса». Ещё бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи.

Несправедливая судьба отца , пострадавшего из-за украденной у него сумки с казёнными деньгами. Великое терпение матери. Всё это тоже в книгах Распутина.

Открылась ли в раннем детстве одарённость мальчика? Видела и поняла эту одарённость мать мальчика , если приняла решение учить сына дальше при трёх детях и безотцовстве . Видел и дядя Ваня , шофер , привёзший мальчика в Усть-Уду райцентр. «Мы тебе парень, не дадим пропасть». Видели и земляки в деревнях , через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят километров,-окликали и наперебой поили чаем.

После школы в 1954 году поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в альманахе «Ангара» (1961г.).

Окончив университет в 1959 году , Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска , часто бывал на строительстве красноярской ГЭС и магистрали Абакан Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1956 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Чибу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину , который стал «Крёстным отцом» начинающего прозаика.

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1976г.) , заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи и помни»(1974г.), и «Прощание с Матёрой» 1976г.), поставивших их автора в ряд лучших современных русских писателей.

В 1981г. вышли новые рассказы: «Наташа» , «Что передать вороне» , «Век живи - век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар» отличающейся остротой и современностью проблем , вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдаёт общественной и публицистической деятельности , не прерывая творчества. В 1995 году вышел в свет его рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене реке», в 1996г. рассказы «Поминный день», в 1997г. «Нежданно негаданно», «Отчие приделы». Живёт и работает в Иркутске.

Критики отмечают - присущее Распутину чувство вины и боли за происходящее в мире приближает его произведения к классикам Толстому и Достоевскому. Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского характера. Люди оторванные от своих корней , превращаются в духовных «архаровцев». «Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» - это живое свидетельство исчезающего мира деревни.

Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое время неотделимо было от доброго десятка имен его сверстников , которые все почти в одно время появились на страницах художественной периодики. Критики не без резона, объединила их понятием молодая деревенская проза. Для них излюбленным жанром стала повесть , жизненным материалом деревня как правило , за уральским хребтом и на севере вологодская , архангельская, костромская области. Героем человек этой деревни тот , что и доселе живёт на земле своих дедов , и тот , что в силу разных , объективных и суетных причин покинул родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго.

Как бы ни были близки друг другу по духу , по идейным и эстетическим устремлениям той или иной плеяды литературной близнецов в литературе не бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к его творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах Сибири очерк «Вниз и вверх по течению» несомненным становилось , что имя его чаще повторяется и звучит громче других имён. Так было когда после ряда очерковых публикаций книжек появилась первая , получившая всесоюзное звучание , повесть Распутина «Деньги для Марии» (1967г.) , так было и со следующей повестью «Последний срок» (1970г.), и со следующими «Прощание с Матёрой» (1976г.), «Пожар» (1986г.).

Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш современник» , в 1989 году была удостоена Государственной премии СССР.

В своих произведениях Распутин раскрывает единство людей с природой , таёжную романтику, старается разобраться в сложности внутреннего мира человека.

Валентин Распутин художник болеющий за человека , врачующий его раны.

Природа его творчества гуманность «Нет сейчас проблемы важней , чем высокое , достойное времени, нравственное утверждение человека» , - говорит писатель , объясняя не только содержание собственного творчества , но и главное направление художественных исканий всей советской литературы.

В. Распутин вошел в нашу литературу сразу , почти без разбега и как истинный мастер слова.

Дочитывая его повесть , думаешь и убеждаешься в том, что узнал о героях этой повести всё сполна, что должен был о них узнать. Ни капли сомнения , будто бы автор чего то не сказал о них или сказал не так. Прочитав повесть не возникает желания чем то дополнить автора , нет подозрения в каких то вольных или невольных недомолвках , нет прерывности в линии поведения его героев. Автор не оставляет на наше усмотрение ничего всё решает сам. Этим он достигает законченности своих произведений, законченности сюжета, мысли, чувства.

В своих повестях он ведёт речь о таких вещах и событиях человеческого существования , которым недомолвки и различные вариации попросту несвойственны , не в природе этих событий.

В повестях «Последний срок», «Живи и помни» речь идёт о жизни и смерти.

Природой предусмотрено так , что решающий факт жизни рождение человека навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит своего рождения , не знает и не помнит своего раннего младенчества , смерть же факт сознательный.

Едва ли не каждый взрослый человек , тем более человек преклонного возраста , хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал её очевидную близость при каких то экстремальных обстоятельствах. И если рождение человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из нас…

Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении многих страниц , как это сделал Распутин в «Последнем сроке».

«Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под восемьдесят», - так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» - так она заканчивается.

Поведав о жизни и смерти простой русской женщины писатель приблизил нас к неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращаются вновь , обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед нами проходит вся её жизнь , жизнь человека с глубоко индивидуальной и в то же время такой типичной для её поколения , для всего послереволюционного крестьянства женской судьбой. Во внутренних монологах Анны , в её непрерывных раздумьях , когда каждое суждение , каждая сценка словно омыта чистотой и бескорыстием последнего , предсмертного чувства, здесь слышится голос мудрости, доброты и всепрощения особенно тогда , когда трое из детей покидают мать в самый канун её смерти…

Да всепрощение и надежда , выстраданные собственной жизнью , которая подошла к концу и в которой было всё: рождения и смерть, разлуки, радости, письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд , которым создано всё вокруг неё…

На долю детей Анны выпало тяжелое военное детство без отца, раннее расставание с родным домом, годы одинокой жизни.

К старухе матери из разных городов и сёл собрались , чтобы проститься с ней , её взрослые дети каждый со своим характером со своей судьбой. Мать при смерти , вот вот умрёт и дети перед нею только дети, и всеми владеет чувство потери , чувство долга по которому они, уже многие годы не встречались , оказались под одним кровом. И характеры их в этом общем чувстве как бы смешиваются , стираются, для них самих и сейчас не имеет значения. Но только становится матери лучше , стоит ей как бы воскреснуть и дети опять обретают свои характеры, свои привычки и различные свои взгляды на жизнь. Мать умирает, но при ней уже не все дети. Не дождались смерти , «последнего часа», м

Похожие работы

1 2 3 > >>