Частное письмо в художественном тексте XIX в. на примере творчества А.С. Пушкина

Неоспорима культурная значимость эпистолярного жанра в последующей детей. Приобретение навыков и умений составления собственных писем будет способствовать расширению их

Частное письмо в художественном тексте XIX в. на примере творчества А.С. Пушкина

Дипломная работа

Литература

Другие дипломы по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией


Частное письмо в художественном тексте XIX в. на примере творчества А.С. Пушкина

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА

1.1 Из истории эпистолярного жанра

1.2 Вопрос жанрового определения частных писем

1.3 Этикетные речевые формулы в письмах

1.4 Блоки частного письма

1.5 Методика изучения частных писем в школе на уроках литературы

ГЛАВА 2. ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСЕМ В СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА

2.1 Характеристика адресанта и адресата писем в романе «Капитанская дочка» как форма раскрытия жизненной философии героя8

2.2 Анализ языковых оформления писем и записок героев в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

2.3 Лексика писем героев романа «Евгений Онегин» как художественный прием раскрытия образов главных героев

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Неоспорима культурная значимость эпистолярного жанра в последующей детей. Приобретение навыков и умений составления собственных писем будет способствовать расширению их кругозора, знакомство с образцами писем классиков русской литературы может существенно пополнить их лексический запас, обогатить речь. Лексика русского языка динамичной. С изменением условий меняется лексический состав языка: некоторые лексические единицы исчезают из употребления, становясь архаизмами, уступая место новым. Зачастую это связано с модернизацией общества, с увеличением международных контактов в современном мире. В этой знакомство школьников с образцами писем классиков русской литературы может способствовать формированию у них представлений о культуре письменной речи.

На протяжении многих лет ученые (С.Г. Бархударов, В.В. Бабайцева, Л.И. Величко, A.B. Текучев и др.) активно обсуждали и обсуждают вопросы формирования навыков и умений письменной речи у школьников, поскольку уровень их сформированности показателем языковой зрелости обучаемого (Л.A. Гдалевич, И.Н. Зайдман, Р.Г. Илешева и др.).

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время продолжаются научно-теоретическая и экспериментальная разработка и апробация инновационных моделей обучения разным стилям и жанрам письменной речи (в том числе и эпистолярному) школьников, охватывающие их организацию, содержание, структуру, принципы и методику обучения (H.A. Акиныпина, A.B. Глузман, Н.И. Жинкин, Л.П. Рупосова, И.А. Фигуровский и др.).

В контексте данного исследования особую значимость приобретают труды лингвистов, исследующих эпистолярный текст с разных теоретико-методологических позиций: рассматриваются текстовые категории письма, структурно-семантические особенности эпистолярного текста (Л.В. Нежникова, С.А. Стряпчая и др.); определяются основные характеристики частных и деловых писем, анализируются этикетные формы обращения в эпистолярном жанре (Е.В. Балашова, Р.В. Ившин и др.);изучаются жанрово-стилистические особенности частных и деловых писем (К.Н. Кабанова, Т.В. Степанова, Е.Э. Зарецкая и др.); решается вопрос о типологии эпистолярных текстов (Н.Ю. Бусоргина, Н.В. Макаров); анализируются коммуникативный и когнитивный компоненты текста делового письма (А.З. Бабайлова, Г.Х. Даутова, A.A.Залецкая и др.); рассматриваются особенности синтаксиса в частном и деловом письмах (A.A. Акишина, E.H. Зарецкая, Т.Н. Кабанова и др.) и т.д.

Несмотря на интенсивное развитие коммуникации с помощью современных информационных технологий, традиционная переписка до сих пор не утратила своих позиций как а не только делового, но и в значительной степени частного, межличностного общения. В силу этого эпистолярный жанр заслуживает пристального исследовательского внимания методистов. Обучение учащихся эпистолярному жанру должно строиться на основе изучения закономерностей языковой эпистолярного текста. Это должно способствовать эффективности овладения нормами письменной межличностной коммуникации, формированию навыков, умений точного выражения смыслового и коммуникативного содержания сообщения, адекватного его понимания адресатом, а также воздействия на последнего. Более того, овладение эпистолярным жанром дает возможность детям научиться использованию в письменной речи стилистических языка в зависимости от условий и общения.

Однако, несмотря на то, что в отечественной лингвистической и методической литературе получили широкое освещение различные вопросы обучения школьников разным жанрам и стилям письменной речи, до сих пор отсутствуют специальные исследования, направленные на разработку методической модели обучения эпистолярному жанру детей.

Эпистолярный жанр и его развитие - одна из интереснейших проблем в отечественном литературоведении. Это связано с тем, что жанр письма, занимая равноправное место среди других эпических жанров, недостаточно исследованной областью филологии.

Частное письмо – тип эпистолярного текста, включающий в себя семейные, частные деловые письма, дружескую и любовную переписку. Такие письма обычно не предназначены для публикации, и тем не менее эпистолярное наследие известных деятелей искусства и культуры довольно часто издается как в составе собраний сочинений, так и отдельными книгами. Их авторы являются, по мнению лингвистов, носителями элитарного типа речевой культуры, т.е. «обладают истинным мастерством владения языком, всем его богатством при соблюдении всех и ограничений» [Кормилицына, 2009: 228]. Предполагаем, что такие письма можно рассматривать как образцовые не только по структуре, но и языковому оформлению.

В языкознании письма изучаются не так давно, как в литературоведении, однако и лингвисты уже успели накопить солидный опыт в исследовании эпистолярного жанра. Если литературоведов интересуют прежде всего письма известных писателей и поэтов, то для лингвистов известность и профессия автора не являются основным критерием отбора материала. Наибольшей популярностью в лингвистических исследованиях эпистолярного жанра пользуются функционально-стилистический и коммуникативно-прагматический аспекты. Рассуждая на тему реализации в эпистолярном жанре того или иного функционального стиля, сложно обойтись без упоминания такого понятия, как «эпистолярный стиль» (этим термином принято обозначать «стилистическую особенность писем (посланий) как одной из разновидностей письменной литературной речи» [Поротопопова 2003: 631]). Целый ряд отечественных исследователей (Т. Г. Винокур, Л. Н. Кецба, О. В. Протопопова, Л. В. Щерба) и зарубежных лингвистов (Ш. Балли, 32 Р. Мейер) выделяют наряду с различными функциональными стилями также и эпистолярный стиль. При этом, почти все исследователи отмечают, что эпистолярный стиль, даже в период своего процветания (XVIII–XIX вв.), занимал и по сей день занимает особое место в системе функциональных разновидностей русского языка. По мнению Л. В. Щербы, эпистолярный стиль расслоен на множество жанровых разновидностей и представляет собой совокупность стилевых вариантов, используемых в зависимости от социальных взаимоотношений корреспондентов [Щерба, 1957, с. 119]. Выбор стилевого варианта в письмах может быть обусловлен еще и темой письма, его типовой интенцией и другими факторами: «Стилистический синкретизм эпистолярного стиля, обусловленный полифункциональностью письма как а коммуникации, делает эпистолярный стиль открытым для разнообразных лексико-фразеологических и грамматических . Трудно назвать слово или фразеологический оборот, словоформу или синтаксическую конструкцию, которые бы не могли быть использованы в письмах...» [Балакай, 2002, с.46 ]. Это еще больше затрудняет определение данного понятия.

В контексте данного исследования особую значимость приобретают труды лингвистов, исследующих эпистолярный текст с разных теоретико-методологических позиций: рассматриваются текстовые категории письма, структурно-семантические особенности эпистолярного текста (Л.В. Нежникова, С.А. Стряпчая и др.); определяются основные характеристики частных и деловых писем, анализируются этикетные формы обращения в эпистолярном жанре (Е.В. Балашова, Р.В. Ившин и др.);изучаются жанрово-стилистические особенности частных и деловых писем (К.Н. Кабанова, Т.В. Степанова, Е.Э. Зарецкая и др.); решается вопрос о типологии эпистолярных текстов (Н.Ю. Бусоргина, Н.В. Макаров); анализируются коммуникативный и когнитивный компоненты текста делового письма (А.З. Бабайлова, Г.Х. Даутова, A.A.Залецкая и др.); рассматриваются особенности синтаксиса в частном и деловом письмах (A.A. Акишина, E.H. Зарецкая, Т.Н. Кабанова и др.) и т.д.

Несмотря на интенсивное развитие коммуникации с помощью современных информационных технологий, традиционная переписка до сих пор не утратила своих позиций как а не только делового, но и в значительной степени частного, межличностного общения. В силу этого эпистолярный жанр заслуживает пристального исследовательского внимания методистов. Обучение учащихся эпистолярному жанру должно строиться на основе изучения закономерностей языковой эпистолярного текста. Это должно способствовать эффективности овладения нормами письменной межличностной коммуникации, формированию навыков, умений точного выражения смыслового и коммуникативного содержания сообщения, адекватного его понимания адресатом, а также воздействия на последнего. Более того, овладение эпистолярным жанром дает возможность учащимся научиться использованию в письменной речи стилистических языка в зависимости от условий и общения.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью вернуть утраченный интерес к эпистолярному жанру как к у воспитания духовности, способствующему восстановлению духовной поколений.

Объектом исследования частное письмо в художественном тексте русских писателей 19 века в аспекте коммуникативной стратегии, выявляющей общие и индивидуальные свойства жанра эпистолярного текста XIX

Лучшие

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>