Эволюция представлений о культуре

Русский философ Николай Яковлевич Данилевский (18221855) в книге «Россия и Европа» (1868) предпренимает попытку отойти от деления истории на «древнюю»,

Эволюция представлений о культуре

Информация

Культура и искусство

Другие материалы по предмету

Культура и искусство

Сдать работу со 100% гаранией

Белорусский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра нового и новейшего времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Эволюция представлений о культуре

 

 

Подготовил:

Студент 4 курса, 3 группы

Сидоренко В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2009

Содержание

 

  1. Античные представления о культуре.
  2. Представления о культуре в эпоху средневековья.
  3. Понимание культуры в новое время (И.Г. Гердер, школа эволюционистов, школа диффузионистов, неокантианцы).
  4. Теория культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
  5. Теория культуры Ф. Ницше.
  6. “Архетипы культуры” К. Юнга.
  7. Теория игры Й. Хейзинга.
  8. Культура в понимании французской школы “Анналов”.

1. Античные представления о культуре

 

Уже в эпоху Древней Греции началось формирование понимания культуры. По первоначальным представлениям греков культура это влияние человека на природу, как совокупность навыков умений, как результат деятельности человека, который видоизменяет природу. В процессе реконструкции историко-культурного контекста самого понятия «культура» эпохи Древней Греции следует отметить, что в него входит и воспитание, и возделывание (первичное значение) и культ (поклонение, почитание).

Сами греки воспитание, обучение, а в более широком смысле образование, образованность, просвещение, культуру определяли термином «пайдейя» (процесс становления гражданина в античном полисе).

Основные ценности греческой «пайдейи» выходят за рамки педагогической сферы. В основании лежит аристократический тип культуры, который культивирует генеалогические традиции, с ним связанна красота и физическое совершенство, высокое понимание чести, стремление к славе. Добродетели по античным представлениям наследуются.

Таким образом, «пайдейя», так называемый образовательный процесс, не сводился к определенной сумме знаний, он был подготовкой к общественной жизни с достаточно широким набором норм и требований.

Необходимо также отметить, что греки уже различают эпохи по уровню развития материальной культуры: Гесиод в «Труды и дни» выделяет: каменный, бронзовый, железный века. Этой же точки зрения придерживается и римлянин Лукреций Кар, «О природе вещей».

Определенные изменения в понимании культуры были внесены римлянами. Именно ими слово “культура” начинает использоваться в терминологическом плане. Родоначальником этого становится Цицерон, который в своей работе “Тускуланские диспуты” (45 г. до н. э.), используя термин “cultura animae”, переносит понятие возделывания, обработки поля и на человеческую душу. Следуя традиции, заложенной Сократом, Цицерон понимает философию как науку о жизни, и предполагает, что философия способна ответить на вопрос о том как правильно жить.

 

2. Представления о культуре в эпоху средневековья

 

В рассматриваемый период времени происходит координальное изменение по отношению к рассматриваемому вопросу. Связано это было с тем, что средневековье выдвигает свою, отличную от предшествующей эпохи мировоззренческую парадигму. Вместо античной системы ценностей, для средневековой культуры характерны следующие черты:

монотеизм;

духовность;

утверждение аскетического идеала;

  1. книжное знание (происходит переход от познания через наблюдение и опирающееся на логику в эпоху античности).

На смену античному мировоззрению приходит утверждение, что мир создан единым и вездесущим богом как сверхъестественной личностью, мир и человек имеют свои основания в боге. Высшие культурные ценности перемещаются в сферу не подвластную человеческому разуму. Нормы и законы античного мира с его рациональным поиском пути к достижению добродетели выступают уже неприемлемыми в эпоху средневековья.

Развернутое христианское представление о культуре принадлежит Августину Блаженному (354430) По утверждению этого автора, ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы жить по Богу. Необходимо отказаться от всех человеческих благ. Добродетель тем выше, чем большим количеством благ пренебрегает человек. Блага делятся на те, которыми следует жить и любить и те, которыми нужно только пользоваться. Первое благо Бог, вторая группа материальные вещи, которые нельзя любить. Главная задача культуры самосовершенствование индивида в диалоге с Богом.

 

3. Понимание культуры в новое время (И.Г. Гердер, школа эволюционистов, школа диффузионистов, неокантианцы)

 

Понятие «культура» вошло в обиход в современном значении в европейской мысли во второй половине XVIII в. в Германии. Оно имело два смысловых оттенка:

господство над природой с помощью знаний и ремесла, так как культура выступала как материальное достояние общества;

внутренние духовные богатства личности.

В эпоху Просвещения появляются и первые сочинения, посвященные теории культуры. В 172544 гг. выходит 3 издания книги итальянского философа Джамбаттиста Вико (16681744) «Основания новой науки об общей природе наций», где впервые дан анализ истории культуры. Вико пришел к выводу, что история культуры определяется вечными объективными законами, развитие культуры идет поступательно и беспрерывно. Каждая ступень развития человеческой культуры обладает самостоятельной ценностью, своеобразием и, исходя из этого, любая ступень человеческой культуры имеет значение.

Продолжателем идей Вико явился представитель немецкого просвещения Иоганн Готфрид Гердер (17441803). В своем труде «Идеи к философии истории человечества» он предпринял попытку охарактеризовать путь, пройденный человечеством, обосновав идею прогресса. В процессе реализации этой цели использовался конкретный материал истории культуры. Гердер как и Вико не поддерживал идеологов Просвещения, которые считали, что развитие общества совершается от хорошего к лучшему, что все, что совершается на земле, наполнено разумным смыслом. Гердер считает, что развитие культуры противоречиво.

Определяющим звеном в процессе развития культуры, по мнению Гердера, является язык. Разум начинается с языка (общение). Благодаря языку человек не только разумное, но и деятельное существо. При ответе на третий вопрос Гердер считает, что смысл культуры в гуманизации человека и общества, в сферы культуры нельзя включать войны. Смысл культуры добиваться пользы для человека

Гердер показал путь развития культуры от древнейших обществ до XVIII в. В отличие от сторонников европоцентризма считал, что человеческий род возник в Азии, так как отсюда пошли языки, письменность. Европа не является единственным и первым образцом культуры. Развитие культуры Гердер пытается представить как естественный ход вещей и необходимостью удовлетворения насущных потребностей человека (а не божественным началом). В концепции Гердера понятие “культура” применима ко всему человечеству. Становление культуры Гердер именовал вторым рождением человека.

Традицию Гердера в понимании культуры продолжили немецкие романтики Шиллер, Шлегель, поздний Шеллинг, представители немецкой классической философии. Пытаясь найти выход из существующих противоречий своего времени, Кант обращается к сфере «духа», сфере морального, Шиллер эстетического, Гегель философии сознания. Культура с их точки зрения предстает как область духовной свободы человека. Они признавали существование множества своеобразных типов и форм развития культуры, расположенных в определенной исторической последовательности и образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества, то есть эти представители отстаивали линейную эволюцию культуры.

Школа эволюционистов. Середина XIX в. отмечена появлением школы эволюционистов швейц. историк Иоганн Бáхофен, амер. историк, этнограф Льюис Генри Морган, англ. этнограф Э. Тейлор. Данное направление сложилось под влиянием позитивизма Огюста Конта, Герберта Спенсера и теории Ч. Дарвина.

Согласно теории Конта, все народы в своем развити проходят тождественные стадии. Социокультурная эволюция является интеллектуальной. Интеллектуальные типы и являются типами культуры. Первый из них по времени, соответствующий первобытному состоянию, строится на основе мифа и религии. Второй средневековый основан на метафизике. Новейший или позитивный тип культуры основан на науке, которая отвергает религию, метафизику и объясняет мир путем установления естественных, эмпирически наблюдаемых взаимозависимостей.

Эволюционисты, обращаясь к культурному наследию различных народов, пытаются выявить общие, сходные черты в развитии культуры, представляемой ими как результат психического единства человечества. Отдельные элементы культуры рассматриваются как индикаторы общекультурного развития, которые позволяют отнести данное общество о определенному этапу эволюционного процесса.

Школа диффузионистов. В конце XIX начале XX вв. эволюционные представления о культуре были подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями культурно-исторической школы диффузионистов немецкими исследователями Ф. Ратцелем и Л. Фробениусом.

Ф. Ратцел, понимая од

Похожие работы

1 2 3 > >>