Шпора к канд. минимуму по философии

Диссертация - Философия

Другие диссертации по предмету Философия

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



"синтез разнородного" феноменов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляющая собой учение о противоречиях человеческого разума и их роли в познании, сыграла большую роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем перед его непосредственными последователями, и явившись, таким образом, мощным импульсом для собственно диалектических размышлений всех представителей немецкой философии. [См. также "Критика чистого разума" (Кант).]

 

ПАРАДОКСЫ (греч. paradoxes неожиданный) противоречия в рассуждении, возникающие при соблюдении его логической правильности. Понятие П. родственно понятиям апории и антиномии. Антиномии делятся на два вида: семантические (подобные сформулированной еще в античной философии антиномии Лжец: Один критянин сказал: Все критяне лгут. Что он сказал истину или ложь? Если его высказывание истинно, то оно должно быть ложным, если же оно ложно, то критянин сказал истину) и П., к к-рым относят формально-логические противоречия, вскрытые в кон. 19 в. в теории множеств и математической логике. Напр., открытый Расселом парадокс о множестве всех нормальных множеств, выраженный в обычном, естественном языке, может быть описан следующим образом: Полковой парикмахер бреет тех, и только тех, солдат и офицеров своего полка, к-рые не бреются сами. Должен ли он брить самого себя? И положительный и отрицательный ответы на этот вопрос оказываются в равной степени доказуемыми. Наличие в рассуждении (теории) формальнологических противоречий (П.) свидетельствует о научной непригодности этого рассуждения. Отсюда возникают проблемы выяснения причин появления П. и нахождения способов их устранения. Главная причина возникновения в научном рассуждении П. состоит в сложном диалектическом характере человеческого познания, в противоречивом взаимоотношении его формы и содержания. Универсального пути устранения П. не существует. В логике и математике разработаны способы устранения П. определенных видов (теория типов, различение языков разных уровней и др.).

АПОРИЯ (греч. aporia затруднение) трудноразрешимое положение, возникшее в резуль- тате противоречия в рассуждени- ях. Классическим примером А. считаются парадоксы Зенона Элейского. Напр., летящая стрела каждый миг занимает какое-то определенное место, равное само му себе. Но так как для всякого перемещения предмета необходи- мо место большее, чем то, какое занимает этот предмет, то движу- щаяся стрела, по мнению Зенона, неподвижна. Зенон обнаружил противоречивый характер движе ния, выразившийся в том, что движущееся тело должно одно- временно быть там, где оно есть, и там, где его нет. Поскольку это противоречие, по его мгению, не- возможно, то никакого движения не существует. Рассуждения Зе- нона оказали большое влияние на многих позднейших философов (Антиномия), Научное разреше- ние апорий возможно на основе . материалистической диалектики. Движение она рассматривает как единство противоположностей прерывности и непрерывности, т. к. движущееся тело одновремемно находится и не находится в данной точке траектории. В основе трактовки апорий как неразрешимых противоречий лежит свойственное метафизике отрицание противоречивого характера бытия и сознания.

ЭВРИСТИКА (греч. heurisko нахожу) наука о возникновении нового (суждений, идей, способов действия) в знании и деятельности человека. Э, представляет собой комплексную отрасль знания, объединяющую ряд разделов философии, психологии, математики, научной организации труда. Центральное место в ней занимает психология продуктивного (творческого) мышления, предметом к-рой являются психологические механизмы решения различных задач, проблемных ситуации, В поле зрения Э. находятся также условия формирования способностей к творческой интеллектуальной деятельности (эвристическое обучение) и методы ее организации. Значение Э. возрастает в связи с ускорением технического прогресса, с расширением круга проблем, подлежащих разрешению. Развитие кибернетики привело к появлению эвристического программирования специального направления в моделировании мыслительной деятельности средствами электронной техники. В основе разрабатываемых эвристических программ лежит понимание процесса решения задач как прохождения лабиринта (когда один за другим перебираются всевозможные вари- анты решения). В связи с этим в программу для электронной машины закладываются специальные приемы, ограничивающие число перебираемых вариантов решения и облегчающие тем самым поиски нужного варианта. Такие приемы были названы эвристиками. В настоящее время проводятся исследования, имеющие своей целью совершенствование эвристического программирования. Это открывает большие перспективы для программирования интеллектуальной деятельности человека, для создания машин, моделирующих и облегчающих эту деятельность.

  1. Древнекитайская философи. Конфуцианство и даосизм.

 

Основы КОНФУЦИАНСТВА были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. до н. э. и до Синьхайской революции 1911-1913 конфуцианство являлось официальной государственной идеологией.
КОНФУЦИЙ - (Кун-цзы) - (ок . 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы - учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни [552/551, Цзоу в царстве Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) - 479 до н. э., там же], древнекитайский мыслитель.
Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг "Ши цзин" и "Шу цзин", ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов - "Лунь юй" (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).Учение Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее" (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: "О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна" (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.Культ Конфуция. Конфуцианство Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?" (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как "наука" вообще, а конфуцианцы - "жу", т. е. просто как "ученые", "образованные").Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить