Шпора к канд. минимуму по философии

Диссертация - Философия

Другие диссертации по предмету Философия

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

Гавриков Михаил Александрович

Киселев Михаил Григорьевич

 

 

Составители выражают благодарность всем авторам шпор по философии, выложивших свои работы в интернет.b 1----------3

1. Философия, ее предмет и функции. Философия и культура.3

2. Платон. "Апология Сократа".3

b 2----------3

1. Духовно-практическое освоение мира.3

2. Философия эпохи Возрождения.4

b 3----------5

1. Природа человека и смысл его существования.5

2. Философия Средневековья. Теоцентризм в понимании мира, человека, искусства. Августин Блаженный и Фома Аквинский.5

b 4----------6

1. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.6

2. Основные идеи западноевропейской философии ХVII-ХVIII веков. Новый менталитет, его влияние на создание высоких технологий.7

b 5----------12

1. Метафизические проблемы познания (Бог, душа, свобода и т.п.)12

2. П.Я.Чаадаев. Философические письма. Письмо первое (Россия и Запад)12

b б---------- 1. Диалектика научного прогресса и современный мир. ВОПРОС ДУТЫЙ!!!!!!13

2. Школа Сократа, Платона. Учение Платона об идеях, человеке и его душе. "Идеальное государство", место в нем искусства.13

b 7----------15

1. Сознание и бессознательное. Маркс и Фрейд.15

2. Ф.Бэкон. "Новый органон" ч. I (сущность эмпирического метода познания)18

b 8----------18

1. Механицизм и математизация науки. Перспективы и трудности.18

2. Философия Аристотеля. "Первая Философия". Учение о мире и познании. Социально-политические взгляды. Нормативная эстетика.19

b 9----------20

1. Истина и заблуждения в истории науки. Догматизм, релятивизм и конвенционализм.20

2. "Коперниковский переворот" И.Канта в гносеологии. Этика Канта.21

b 10----------23

1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой философии.23

2. Н.А.Бердяев. Воля к жизни и воля к культуре (соотношение культуры и цивилизации).24

b 11----------25

1. Субьект и объект в познании.25

2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции).25

b 12----------27

1. Личность. Проблемы свободы и ответственности.27

2. Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).27

b 13----------29

1. Проблема научных революций в современной философии науки.29

2. Гегель. Энциклопедия философских наук (общий анализ структуры и основных проблем).30

Билет №1431

1. Проблема отчуждения. Исторические трансформации отчуждения.31

2.Докритический период в творчестве И.Канта.32

b 15----------33

1. Научные истины и социокультурные ценности. Идеология и социальная обусловленность знания.33

2. Основные этапы развития русской философии и их характеристика.34

b 16----------35

1.Формы и методы научного познания. Критерии научности в процессе развития знаний.35

2. Корпускулярная философия М.В.Ломоносова.37

b 17----------37

1.Диалектика абстрактного и конкретного в познавательном процессе.37

2.Сенсуализм в поисках основы познания и поведения человека (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Беркли, Д.Юм).37

b 18----------39

1.Догматизм, агностицизм, скептицизм и научное знание.39

2. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Демокрит о человеке, мудрости, культуре.41

b 19----------42

1.Эстетическая сущность дизайна.42

2.Древнеиндийская философия. Буддизм и современный мир.42

Человек, следующий Дхарме, похож42

b 20----------47

1. Эстетическая сущность художественно-промышленного конструирования.47

2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о бытии и познании. Тождественность природы и общества, нравственных и правовых норм.47

b 21----------48

1.Древнекитайская философи. Конфуцианство и даосизм.49

b 22----------52

1.Природа и сущность эстетического отношения человека и общества к миру.52

2.Система и метод философии Гегеля. Проблемы культуры и истории.52

b 23----------53

1. Биологическое и социальное в человеке.53

2. Возникновение и развитие философии марксизма.54

b 24----------56

1. Рационализм и наука.56

2. Метафизика всеединства Вл.Соловьева.56

b 25----------57

1. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем.57

2. Р.Декарт. Рассуждения о методе (основные принципы рационализма)58

b 26----------59

1. Роль науки в развитии техники и высоких технологий.59

2. Философия русского космизма (Н.Федоров, В.Вернадский, К.Циолковский, и.Чижевский).61

b 27----------61

1. Проблемы современного информационно-технического общества. см. Книги. Вопрос болтологический.61

2. Русский религиозно-философский "ренессанс" (Н.Бердяев, С.Булгаков, Я.Флоренский, В.Розанов и др.).63

b 1----------

1. Философия, ее предмет и функции. Философия и культура.

 

Философия (дословно "любовь к мудрости") - это наука (т.к. есть изучаемый предмет и методы изучения). Сейчас у философии выделяют следующие функции: мировоззренческая, обобщающе-научная, методологическая, тренировка "культуры мышления", альтернатива религии (в философии отсутствуют обряды, ритуалы, в суе упомянуть про Фен Ю Лань). Задачи и функции философии со временем менялись (античность - объяснить мир, ср. века - обосновать главенство церкви, СССР- ... ну и т.д.), но предмет оставался один, мир (в широком смысле). Роль философии в прошлом (колыбель науки), сейчас (гимнастика для ума, заменитель религии). В свете нынешних тенденций философия -"воспитатель" культуры. Культура (личная) - более широкое понятие (мировоззрение, вкус, и т.п.). Путь через философию к культуре один из наиболее простых. философии - первооснова (необходимая, но не достаточная) социальной культуры, хотя вместо философии может. применены мифология или религия.

 

2. Платон. "Апология Сократа".

 

Про жизнь и учение Платона и Сократа см. билет 6. "Апология Сократа" - литературное произведение Платона. По сути это монолог Сократа на своем последнем суде. Сократ здесь представляется мудрым праведным человеком, который пострадал за свою праведность. Рассказ имеет следующую эмоциональную окраску: праведного человека за его праведность приговорили к смерти (что, в общем, так и есть, т.к. Сократа судили за его "учение", а не за прочее "Мирское деяние"), хотя он и доказал свою не виновность, но его, все равно приговорили к смерти.

 

Краткий пересказ произведения (по логическим пунктам):

- После обвинительных речей Сократ признает, что обвинитель говорили с мастерством "чуть было он сам в эти речи не поверил", но все это ложь и я это докажу.

- Сократ извиняется за свой стиль речи, мол к другому на базарах не привык, а переучиваться поздно.

- По сути есть два сорта обвинителей, те что клеветали раньше, и те, что клевещут теперь. Сначала, защищусь от прошлых.

- По сути вся мудрость Сократа - это называть незнанием то что не знает. И беды его от того, что он начиная говорить с "мудрыми" людьми доказывал в результате споров, что этот чел. не мудр.

- В подтверждение приводит притчу, в которой Сократа назвали самым мудрым, и он начал выяснять а не мудры ли другие, так он говорил с политиками, затем с представителями искусства, и с ремесленниками. В результате пришел к выводу, что все они что-то знают лучше других и от того думают, что они самые умные, но это не так и он им это доказал. За это его и не любят.

- Молодые люди, которые слушают его, слушают по собственной воли, денег не платят. Подражают Сократу в спорах, ставя себя мудрыми, хотя на деле у них нет фил. учений, и чтоб прикрыть самих себя клевещут на Сократа.

- Защита с прошлыми обвинителями закончена, начинается защита от нынешних (от Мелита). Текст обвинения "Сократ преступает законы тем, что портит молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает другие, новые божества."

- Сначала Сократ доказывает, что он не портит молодежь, по крайней мере сознательно, => на суд его позвать не могут, он может портить молодежь бессознательно (с чем он, тоже не согласен),по не знанию, но за это увещевают, а не приговаривают к смерти.

- Далее доказывает, что он не может верить в другие божества, не веря в богов.

- Считает не приемлемым для себя принимать свою жизнь в расчет, т. к. благородный человек этого не делает (например, на поле брани). Приводит пример из своей жизни, как он с риском для своей жизни (когда пребывал на выборных должностях), отстаивал правду.