Шпаргалки по философии. История философии

Информация - Философия

Другие материалы по предмету Философия

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



вл одного

нбх ожидать др). Опыт дает только послед-ть событий, не раскрыв связей. Задача знаний-рук-во

для практики.

 

 

 

 

 

 

Франц материализм: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, механист форма. Материя-то, что

вне нас и вызывает ощущения, объект реальн-ть, вне сознания. Атриб матер-движ-е. Гольбах:

"Сист прир": матер-причина всего и самой себя, все явл природы сводимы к разл формам

движ-я матер частиц, кот образ вечную природу(Вселен), природа получ движ от самой себя,

природе присуща энергия. Дидро-абс покой-абстрактн пон, кот не сущ. Связь материи и движ-

элемент диал. Сводили все к механич движ-ю, отриц скачки, непрер движ. Чел-к машина, но

может мыслить. Все матер в-ва сост из неделим атомов и молекул. Св-ва материи(тяжесть, фи-

гура), движ-перемещ частиц внутри тел, перемещ матер тел. Цепь причин и сл-вий-нбх-ть, не

случ-тьчел-к не свободен в своих поступках, тк во всем царит нбх-тьникакой свободы быть

не может. Т позн: сенсуализм. Ист зн-ощущ, возник в рез-те возд внешн матер тел на орг чувств.

Дух деят-ть(воображ, желан)-из ощущ. Гельв-ум-совок ощущ чел-ка, деят-ть мышл-процесс

сравнив ощущ друг с другом. Дидро-соотнош чувств и логич познан, сознан чел-ка не только

чувства, но и разум, критика врожд идей Декарта. Учен об истине: Ист-связь наших идей и по-

нятий, кот соотв связи вещей, не затраг возд чел-ка на объект, чел-к пассивен. Учен об общ-ве:

первичн потр чел-ка(еда), вторичн(гордость, зависть). "Разумн эгоизм"-собств интерес чел-ка-

основа соц добродет, личн интерес-гл причина челов поведения, нбх согласов частн выгоду с

общ интересом., чтобы измен людей, нбх измен окруж среду, а это зав-т от общ мнения

мнения правят миром. Чел-к-продукт среды, з-ны делают все, зав от монарха. Свободомыслие,

воинств атеизм(церковь защищ свои привилег-раздавим гадину). Если в мире нет ничего кро-

ме материи в движ, не ост и места д/Бога, теология-фикция, научн знание д это уничтожить.

Кант:1)докритич, 2)критич("Критика чистого разума"). 1)Идея о развитии в природе, про-

исх солнца из первонач туманности, множ-ть миров, непрерывн процесс их возникн, за-

медл вращ Земли(приливы/отливы). Механич объяснен возникн Всел, первопричина-

Бог. 2)Агностич-непознаваемость мира. Т познан: 1 Чувств познан. Вещи в себе-пред-

меты окруж мира. Идеал и мат толков!, эти ощущ-не вещи в себе, не дают знания об

объекте. Знание: 2части:1)"материя" знания(эмпирич)- a posteriori, 2)до опыта, нах-ся

в S-a priori(априоризм). Апр сужд носят всеобщ хар-р, апр сужд подтвержд в опыте(

времячасы), апр сужд не рождают знание, чистые-простр-во, время-формы чувствен-

ности, представления. 1 прост-во, 1 время-единичны, не вещи в себе. 1)Чувств позн- спо-ть

упоряд хаос ощущ при помощи прост-ва и времени.2)Рассудочн позн. Опыт-продукт дея-

ти чувств-ти и рассудка. Сужд воприятия д приобрести "объект" путем подведения сужд

под априорн катег. Причинность 12 катег: ед-во, множ-во, всеобщ-ть, реаль-ть, отриц,

огранич, принадл, возм-ть, нбх, сущ-е. 3) Разумное позна. Разум поражд "трансцед"

идеи, выход за пределы опыта-3. 1)Психол (уч о душе), 2)Космолог(уч о мире), 3)Теолог

(уч о Боге)-выраж стремл разума к постиж вещей в себе. Но вещи отс непознанными

разум дает "антиномии" (противор полож-я)-4, ТТ. 3 док-ва Бога: 1)Онтологич(Бог

S всех Р кот абс нбх-мы, 2)Космолог(Бог-абс сущ), 3)От противн. Не подтверж и не

опроверг опытом, несостоят-ны, единств док-во бога-мораль, вера в это Бога побужд

чел-ка к моральн поступкам. Этика: "Практич разум"-уч о нравств-ти, чел-как цель

(самоцель), а не как ср-во. Теоретич разум подчин практич. Категоричн императив

(осн з-н), действие само по себе, априорн хар-р. Чел свободен, приобщен к миру

вещей в себе. Практика-сфера примен нравств оценок поступков людей, основа-кат

имп(действие ради него самого, без отнош к др цели), имп-априорн хар-р, заповедь.

Кат имп-поступай так, чтобы принцип твоей воли мог служить принц зак-ва. Чел не

д зависеть от др, религ д выводиться из принц нрав-ти.

Фихте:"1 сист свободы". Филос-самосознан, связ с хар-ром, образом мыслей. Суб

идеализм. "Я"-мыслящий S, волевое сущ-во. Тожд-во бытия и мышлен. Не-Я-окруж

мир, объект природы, физич природа "Я", Не-Я-опред деят-ть Я. Деят-ть Я-теоретич

(мышление), бессознат(нравств повед S), приоритет человеч над природой. Не-Я-про-

дукт Я, рез-т деят-ти Я, Первичн S-Я, Япорожд не-Я, Не-Я поражд Я. Интеллект со-

зерцание(инт интуиция), практич деят-ть, сфера нравств-ти. Высш теоретич разум

подчин практич-му. Другие Я. Я:1"Я" тожд инд сознанию, 2Абс Я-сверхчелов созн-

Бог. 2)Диалектика-антитетич.Т выводится не из Т, а сопоставл сним. 3)Свобода

(Кант). Влияние Канта:право, мораль,с воб-Кант. Центр познания-S, Беркл, Юм,

Кант, Фихте-суб идеализм. В познании чел творит мир, мы созд свой чел мир

(многомерн Вселен, цвет-спектр), опред св-ва этого мира похожи на образ, но

есть различия, Какова степень этого сходства? Достижимо полное сходство: Кант-

опыт, Ф-мир идея. Гегель-абс истина-философ достиг. Нет полного исчерпыв зна-

ния, неполн знание доступно чел-ку, науке, но не дост филос(абс истина).

Материализм и диалектика Маркса:идейн ист-к-Гегель, Фейербах. Ценное у Ге

геля-диалектика(прир, ист, дух мир в виде процесса, беспрерыв движ-я, пытался

раскрыть внутр связь этого движ-я). Матер решение осн ?филос, пришли к диалектич

мат-му. Фейербах, марксисты исслед наряду с природ и соц предпос-ки единства

чел-ка и природы. Источн мат диал-ки-обобщение научн опытаЭнг-матер един-

ство мира, критика натурфилософии. Кроме субъект диал, говорили об объектив-

царит в природе. Суб диал(диал мышления). Предмет мат диал-ки-изучение общих,

диалект з-нов природы, истории и познания, в тч мышления. З-н единства и борьбы

противоп, з-н перехода кол-ва в кач-во, они это применяют при анализе истории,

з-н отриц отриц(появл нового из старого). Чел часть природы, высш продукт ее

развит. Диал-ка: возврат к греч филос. Вся природа, от мельч частиц до огр тел

нах в вечном возникн и исчезнов, движ и измен. Тперь это подтвержд на опыте.

Движ материи-не только перемещ, но и теплота, свет, поле. Материя немыслима

без движения(тела возд друг на друга), она неуничтож, вечна, одна и та же.

Т познан: диал-матер, первичн, несотвор мат бытия, познаваемость мира, диал и

мат предпосылки единства з-нов природы и мышления. Мышлен и сознан-продукт

чел мозга, похожи на з-ны природы. Диалектика-теор познан. Субъект диал отраж

объект диал, не зерк отраж, а активн взаимод S и объекта. Познание истины-диал

процесс, мы сталкив с противор: между абс и относ истиной, абс истина непости-

жима, если под абс ист понимать объект, правильн процесс действ-ти, то это воз-но.

Истина-не застывш итог, а познан относительно, противоречиво, чтобы отличить

истину от заблужд, нбх выяснить, насколько наше знание соотв объект дейст-ти.

Истина объект-на-содержан знания совпад с объект дейст-тью, но в тоже время она

субъективна по способу оформления конкр чел-ком. Если абс ист(как исчерпыв

знание о мире)недостижима, может ли чел полное и достов знание о мире вообще?

Наше знание не статично, не неизменно, это пост процесс движ относит истин, кот

приводит к накоплению и обогащению чел знания. Абс истина-сумма относит истин,

этот процесс не завершиться. Как мы можем узнать, что в нашем знании содержится

момент совпад-я с объект дейст-тью(Кант:сопоставл явлений и вещей в себе)-прак-

тика. Она-критерий истины, те рез-ты познан, кот прошли проверку практикой м

претендовать на знание объект истины, практ-мат-чувтсв деят-ть людей.

Матер понимание истории: "Капитал", труд, прибав ст-ть, раб сила, мат поним ист.

Прежде чем заним историй, нбх пить, есть, это достиг в рез-те труда. Произв отнош-

идеологич. Категор отчуждения: отчужд труда(от раб забир продукт труда), самоот-

чужд раб-ка(собст физ и дух энерг принадл собст-ку). Чел род отлич от жив-произ-

водств жизнью, но тк от раб отчужд трудотч и родов жизнь. Раб-к-машина, беда-

госп частн соб-ти на ср-ва произ-ва, нбх заменить на общ-ую. Проблема чел-ка:

чел-к-не винтик, а инд-ть, нбх понять те соц услов, в кот он наход, класс опред из

жизнь. Чел способен целесообразно трудиться, в то же время чел связан с жив ми-

ром, сущность чел-производное от сисит общ отнош. Личноть-инд-ть, но м себя про-

явить только в коллективе. Для поним чел-ка нбх поним общ-во, в кот он живет.

Диал-мат поним общ-ва:произв отнош д соотв ступени развит произв силпроиз

силы (лидер) вступают в противор с произ отнош, тогда произ отнош-тормоз пр сил

(эта диалектика-ист движ-я). Ни одна общ-эе формация не погибнет раньше, чем

разовьются все производ силы, и наоборотчел-во ставит неразрешим задачи.

Формац опред сущность ступени развит общ-ва.. Ист мат-зм-филос истории-откуда,

куда, как идет чел-во? Избыток продуктов труда основа общ прогресса. Не смотрел

на ист процесс как на 1 линию,