Шпаргалки по философии. История философии

Информация - Философия

Другие материалы по предмету Философия

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



ногоуг, впис в круг,

разум преодол догматичность рассудка.

Дж Бруно: Цель филос-познан природы, диалектич единство божест и прир, космич и змного. Единство

Бога и природы, Бог везде и повсюду, природа=Богу, Бог=материи(материал пантеизм). Субстанция

материальна-первоматерия, начало не в форме, а в материи(божеств бытие в вещах), мировая душа

присуща всем вещам(движущий принцип конкр вещей и мира, способна подменять Бога, душа и

материя-единое целое,сущ единая субстанция, в кот они едины(начало универсума). Природа и Вселен

бесконечны(божеств могущество не огранич созд этого мира)+ открытия(Коперн), нет центра(Кузан),

бесчисл миры имеют движ силой-миров душу, а не божеств могущ-во. Дуализм земного и небесного(

вода, воздух, огонь, небо(стихия эфира) образ земн и др миры. Осн единица бытия-монада(онтологич

смысл(телесн и дух начало), физич(атом), математ(точка), Высш-монада монад-Бог.. Диалект идеи:

в беск-ти отожд форма и материя, противоп совпад, 1 противоп-начало др. Все противоп совпад в 1

неделим точке-монаде монад, и это целое сущ во всех единичн вещах, нигде и везде. Единство и борьба

противоп. Т позн: против авторит, цель-достиж единства знаний, деят-ть чувств, рассудка, разума, ума.

Жизнь не ограничена земн формами, а продолж в иных формах, бессмертие не в религ смысле, а как

часть мироздания.

Бэкон:"Нов Органон", матер взгляды на природу, обоснов индукц, "Нов Атлантида"-роль науки д/произ-

ва. Задача познания-завоеван природы, совершен чел жизни, знание-сила, но оно таким станов, если опир

на исслед-е. Родонач матер, эмпиризма, многообразн формы движ материи, разнородность материи, веч-

ность амтерии и движ-я. 19 видо движ-я: сопротивл, инерц, колеб и тд. Бог-первопричина мира Т познан:

природа познаваема, на пути познания препятствия: Идолы рода ведут к ложн представл о мире, вследст

ограничен чел ума, люди к природе вещей примешивают свою собст-уюпоказания своих чувтсв нбх

сопостовлять с вещами. Идолы пещеры-ложн восприятие действ-ти, свойств отдж чел-ку, "пещера" ис-

кажает его сужд о явлениях мира, идолы пещ вытек из его воспит, Ид рынка-ложн понятия, разн смысл.

Ид театра:неправ предст о мире вследст некритич усвоения фил взглядов. Подчин природу можно на

основе ее изучения. Естествозн-мать всех наук. Теор двойств истины: разгарнич предметов теолог

и науки. Бог-творец мира, чел-ка, он объект веры, знание не зав от веры. Критик схоластики

Ист чел знания-чувтсв опыт, основ на эксперим, потом обобщение-индукция. Суть:1Наблюд

фактов, 2)Их систематиз и классиф, 3)Отсечен ненужных, 4)Разложен явления на сост части

5)Проверка фактов на опыте 6)Обобщение. Познан не огранич опытом, должно стремиться

выявить прич-сл связи.

Декарт: дуалистич филос, признан 2х субстанц-дух, материя. Мир-творение Бога, отриц

единсто мира, мир сост из духа и материи. Атрибут телесн субст-протяженность, атриб

дух-мышление. Чел-механич соед духа и материи. Субстанция-вещь кот нуждается только

в себе. Соверш субст-Бог. Мир разделен на 2 рода субстанций, не связ друг с другом.

В филос-дуализм, но приорит-мышленидеалист. Материалист-материя-основа бытия.

Материя-все то, что имеет объем, сост из бесконечно делимых частиц, отлич формой,

величиной, направл движ. Механист движ материи, а запах, цвет-челов ощущ. Животн-

машины(орг и неорг не разл), чел-маш, но облад 2 субст, есть врожд идеи. Первоприч-Бог.

Т познан: рационал, разум не нужд в чувств познан, истинность знаний нах в самом ра-

зуме. Дух субст имеет врожд идеи(идея Бога, духа, материи, числа), в данном случае

жизн опыт лишь это подтвержд. Геометрич метод(отыскивание ясных, истин положен,

не нужд в лог док-вах). Начало познания-интеллект интуиция, не нужд в опыте, ед метод

познания-дедукция, как и Бэк, он сомнев в истинности того, что считалось несомн знанием

начин надо с методологич сомнения, сомнение-акт мышления. Я мыслюя сущ-ю.

Задача: исп-ть познават спос-ти правильно, искл заблужд. Истинность познания вытек из

Врожд идей(предрасполож разума), гл роль в познании-разум. Учен о методе: 1)Ясность

Познан, 2)раздел всякий вопрос на нбх кол-во частей, 3)мыслить по порядк(простсложн)

4)полнота знания. Дедукция-ед метод познания.

Спиноза: "Этика", "Богосл-полит трактат", критика Дек, монистич учен о матер-ти мира,

Не мб 2х субст, не мб 1 суб-причиной др. Сливает Бога с понят субст, отожд его с природой.
"творящ" природа-Бог,пантеизм(отожд Бога с прир). Прир-причины и сл-вие, вечна беск-на,

природа(субст) не нужд в причинах, он причина самой себя, вечна(нет ? о ее творении).

Прир как субст проявл себя в атрибутах(вечн св-вах), их множ-во, но чел-к познает 2-протя-

женность и мышление, субст немыслима вне своих атриб. Субст едина-природа(Бог), ее

св-ва вечны. Учен о мышл: гилозоист(одухотв природуЯ, материю), от субст нбх отличать

отд вещи(конечны, нах в пост измен-и). Совок отд вещей-модусы. Субст едина, сущ сама по

себе, модусов беск множ-во. Движ нах ист-к в субст, но осущ в модусах, движ-не атрибут

субст. Движ и время присущи модусам. Движ как модус-связ звено между субст и един

вещами(противопост имманент(присуща субст(причина самой себя, прич совок модусов)

и внешн причинности(хар-на д/един модуса, опред причиной др модуса)). Отсутств случ-

ти(люди просто не занют причины). Мир конечн вещей отлич от субст тем, что имеет

причину в др конечн вещах.

Лейбниц: "Монадология". Вся Всел сост из бесчисл множ-ва субст-ций-монад-единиц

бытия, дух по природе, сост элементы всех вещей. 1)Субст-начало всего сущего, проста,

неделима. 2)Спос-ть к действию, самост-ть. М-не им протяж-ти, не нах-ся в простр-ве,

вечна, излуч-е божества, согласованность и единство монад, из них возник сложн вещи

(раст, жив, люди). Сложн субст-центральн монада+множ-во периферийн. В зав-ти от степ

развит монады: прост(смутн предст), монады-души(ощущ и представл-животн), мон-духи-

разум(чел-к), монады-носители матер-гоони несоверш-ны, Бог-верх мон-совершенен,

Бог опред цель развит. Диал-ка:самодвиж-е монад, связь малого(мон) с больш(Вселен)

Т познан:рационалист, Декарт. Врожд идеи-зародыш интеллекта, они не готовы, постеп

развив, предрасполож, склонность, врожд явл общие принципы. Опытощущен не могут

раскрыть истину, тк это может только ум. 2 ист знаний: чувства, разум. 2 вида истины:

необход-е(ист разума)(вечные, понят субст, бытия, причины, источн-разум, но если бы люди

ничего не видули и не слышали, то они были бы неспособны добывать истины из разума),

случ-е(ист факта)(достиг разумом из чувств данных, нужд в опытн оправдании. З-н для истия-

з-н дост основ-я. Ист разума извле-ся путем дедукции, ист факта-индукция.

Локк:"Опыт о человеч разуме", критика учен Дек о врожд идеях, идеи не наслед-ся, ед ист

знаний-опыт, все идеи о понятия возник в процессе возд-я вещей на наши орг чувств, в ра-

зуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Внешн(поср слуха, зрения тд),

внутр опыт(идеи о деят-ти самой души-рефлексия). Внешн опыт(ощущ)-знание об окруж

мире, внутр(рефл)-о сост нашей души. Внешн опыт дает представл о первичн кач-вах(при-

надл предметам, неотделимы от предм, есть в наших ощущ-протяж, движ, покой, плотн,

число). Вторичн кач-ва субъективны(не принадл предметам, в них сущ способн вызывать

в нас эти ощущ-я: звук, вкус, запах-субъект:если чел-к не слыших, то звук как идея исчеза-

етотступл от материализма.

Беркли: критика принятия материи зв вещест основу мира. Восприн можно только отд вещи

и их св-ва, мы не можем ощущ общую идею. Материя(если удалить запах, цвет, не оттанется

ничего, что могло бы быть предметом познания)-пустое слово. Разум способен восприним

отд, конкр предметы, это восприятие-совок ощущений("идей"). Сущ только то, что можно

воспринимать. "Быть"-"быть в восприятии". Исх начало-комбинац ощущ, вторичн кач-ва

сущ не в самих телах, в восприятии чел-ка, но субъективны и первичн кач-ва(тк идеи сущ в

душе). Идеи-не копии вещей, они порожд духом и в нем сущ-ют. Восприним не животное

вообще, а конкр жив-еобщие понятия ничего реального не обознач. Привело к солипсизму

(кр форма субъкт идеал, признающ реальн-тью мыслящ S, а ост-сущ только в его сознании)

Беркли преодолевал: S в мире не один, вещь может восприним др S, даже если все S исчезнут,

Вещь останется как совок идей Бога. Бог-творец всего сущего. Беркл-субъкт идобъект.

Юм:действ-ть-поток впечатл, кот мы получаем, вызывающ эти ощущ причины-непознаваемы.

Впечатл: вп чувств(ощущ внешн опыта), вп внутр деят-ти(рефлексия). Ист познания-опыт(сов

ощущ). На основе впечатл опыта образ идеи(складыв когда чел-к начин рассуждать о впечат-ях,

идеи-копии наших впечатл, идея не м воникн без предшеств впечатл. Идеи как копии впечатл

вступают в связь друг с другом на осн 3 принц: 1)сходство, 2)смежность во врем и простр, 3)

причинность. Причинн связь: если нечто предшеств чему-то, из этого не следует, что 1-при-

чина, а 2-сл-е, причин связи не познаются-агностиц, мы приобрет привычку(при поя