Шпаргалки по философии (Томск, 2006г.)

Вопросы - Философия

Другие вопросы по предмету Философия

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



1. Проблема бытия в истории философии.

Онтологияучение о бытие(онтоссущее). Любая философская система в основе своей философской теории имеет учение объект онтологии.

Античная философия. Термин бытие ввел Параменид(непоколебимый фундамент мира). Греки теряли веру в богов, мифы, и Параменид, чтобы вывестиих из эього состояния, придумал божество Дике(мудрости, справедливости, гарант неизменности порядка мироздания). Бытие по Параменидуто, что стоит за миром чувственных вещей, т.е. мысль объект этих вещах. Бытие=мышлению. Имеется ввиду космический разум, Логос, а не субъективная мысль. Логос раскрывает истину бытия человеку(это трансцидентальная сущность, с которой человек может соприкасаться). Христианский Богличностный, а Логосбезличностный, с ним нельзя общаться , а только соприкасаться.

Протагор: Человек есть мера всех вещей и бытия, т.е. человек определяет статус всех вещей, если для меня она есть, значит существует.

Сократ: Автономен не сам человек, а его разум. Высшая реальностьиндивидуальное и общественное сознание., рассматривал не бытие, а сознание.

Демокрит: Бытиеатомы, небытиепустота.

Платон: мышление, идеи получили статус истинного бытия.

Аристотель: создал систему уровней бытия:

  1. Мертвая материя(неорганическая)
  2. Растения
  3. Животные
  4. Человек
  5. Душа(смертные духи)
  6. Бог

Средневековье. Бытие есть наличие Бога(схоласты). Уровни бытия:

  1. Бытие творящее(эссенциясущность, экзистенциясуществование)
  2. Бытие сотворенное(природа, человек)

Фома Аквинский: рассмотрел иерархию с точки зрения ценностей. Например, Человекпринадлежит к классу людей, этоживотное, этопредмет материального мира. Богесть Бог, он принадлежит сам себе.

Абсолютное бытие есть только у Бога, человек к нему приближается и стремится.

Новое время.(Гносеоцентризм). Успехи в развитии наук. Проблема бытия связана с человеком, само по себе существовать не может. Человеческое сознание и потребности- единственное несомненное и подлинное бытие, т.е. бытие связано с человеком, оно субъективно.

Декарт. Нельзя сомневаться, что я мыслю, следовательно я существую.

Бэкон. Бытиевечно подвижная материя.

Кант. Истинное бытиевещь в себе( два вида бытия: феноменов и вещей в себе). Т.к. мир вещей в себе возник благодаря божественной воле, а воля содержит иррациональные компоненты, то вещи в себе никогда разумом познаны быть не могут.

Гегель. Бытиечистая мысль или ничто. Оно утрачивает всеобъемлющий характер.

Философия Нового Времени трансформировала идею бытия, бытие стало субъективным. Место Бога занял человеческий разум. Человек соразмерен разуму, разум един, обязателен, он диктует законы не только миру, но изаконы человеческого мышления. Разум есть условие единства личности и мира.

Русская философия. Проблема бытия понималась по-разному. Категория бытия является одной из основных для христианской философии. Является отправным пунктом к познанию бога.

Материализм. В марксизме бытие не было актуальным, оно рассматривалось через категории материи. Бытие=материя, все свойства материи переносились на бытие. Энгельс: Бытие мало что добавляет к существованию вещи. Ленин: Единство мира не в его бытие, а в материальности.

 

 

 

2. Основные категории онтологии и их соотношение

1) С одной стороны существуют неизменные формы бытия (метафизическая действительность): геометрич. Формы, математич. И т.д. и изменяемая форма бытия, которая связана прежде всего с материальным миром, причем эта форма находится в изменении. Сфера информации, сфера знаний. 2) Существует материальная и идеальная форма. Существуют также синтетические формы бытия. 3) Выделяются как реальные формы так и гипотетические (представленные только в сознании человека). К реальным формам относят: природу, человечество, сам человек, биотехнический мир (вторая природа), а также это 3-я форма называемая экологической. В совокупности реальные формы бытия составляют для человека 1-ю вселенную. 2-я вселенная представлена в гепотетических формах бытия (от сл. Гипотеза). Это также мировой дух, неземные цивилизации, бог, мистическая реальность, духовная оболочка, порождаемая единым человечество. Вывод: реальные и гипотические формы бытия в совокупности представляют для человека мировой закон расширения вселенной

 

 

3. Проблема субстанции

Что делает мир единым? Пытались найти основу всего сущего. Основа всего сущегосубстанция(категория философии).

Понятие субстанции сформировалось не сразу.

Substantia сущность или того, что лежит в основе.

Первоначально субстанциясубстрат.

СУБСТРАТ ( от лат. sub - под и stratum - кладка, постройка, сооружение ) основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.

Сегодняшнее пониманиемногообразие вещей, явлений, которые существуют через субстанцию, благодаря ей, но сами субстанцией не являются.

В зависимости от того, что понималось под С., легко классифицировать все философские течения:

Плюралистымонисты(материальные, идеальные).(Плюрализмв основе всего сущегомножество изолированных равнозначных сущностей, не сводимых к единому началу; монизмв основе всего сущего одно начало)

Идеализм.

Тоже говорили о материи. Понятие материи использовали. Чтобы оттенить понятие идеального. Нет в мире вещи, которую оно обозначает.

Материализм

Материалистический монизмпод субстанцией бытия понимается некоторое материальное началоэлементы природы(воздух, вода), абстрактная материяапейрон.

Материалистический плюрализмв основенесколько сущностей.

Ньютон: время, пространство, движениетри состояния.

 

4. Эволюция представлений о материи.

Материяэто философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Эволюция представления о материи:

Античная философия: сложилось направлениестихийный материализм(К.Маркс). Они исходят из понятия первоматерии(вода, воздух, земля, огонь) или у Демокритаатом. Античные философы считали материю основой чувственно материального мира. Это понимание материи было субстратным. Первоматерияпричина материальности предметов, любой предмет какимлибо образом сделан из первоматерии. Материальный значит вещественный. Платон ввел название материи hyle. Но разработал это понятие Аристотель: Материя есть возможность того, действительностью чего является форма. Но уже в то время от такого понимания материи пытались отказаться.(Пифагорв основечисло). Далее- Теория атомизма(Евклид, Демокрит).

К 17 веку материя представлена в классическом виде, как субстанция- материясущность вещей, но материя вещью не является. Это понимание важно тем, что такая материя является причиной всех тех изменений, которые происходят в мире. Материя развивается из себя по своим собственным законам. Не нужно обращаться к богу, а нужно обращаться к самой природе.

В это же времямеханистический взгляд на материю. Все явления объяснялись действием сил притяжения и отталкивания. Это толкование исходило из состояния науки.

В 18 веке появились попытки определить материю как философскую абстракцию(Гольбах). Определение: Материявсе то, что какимлибо образом воздействует на наши чувства(не укрепилось).

Середина 19 века. Максвелл, Фарадей- о существовании невещественной материи(появление электричества).

Конец 19 века. Укрепилось определение: Материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность и протяжение неотъемлемые атрибуты материи. В 19 веке получил развитие вульгарный материализм 0 отрицали специфику идеального( мозг выделяет мысль как желудокжелудочный сок).

Основные атрибуты материи:

  1. Объективность(не зависит от нашего сознания).
  2. Отражение(св-во воспроизводить материальной системой в ходе взаимодействия, особенности других систем)
  3. структурность.
  4. неуничтожимость
  5. движение
  6. пространство
  7. время

 

 

 

 

5. Влияния физических открытий. Структурные уровни организации материи.

Вещественное представление о материи поддерживалось до конца 19 века. Физики вновь пытались поднять вопрос о первоматерии. Но все многообразие свести к материальной частице было нельзя. Открытия того времени: рентгеновские лучи(отвергло понятие о непроницаемости атома), открытие электрона в атоме(отвергло понятие о неделимости атома). Понятие полякак самостоятельной физической реальности, которая существует независимо от материального объекта. В заключение Эйнштейн: Е= mc2.

Конец 19 веканачало 20 векакризис в науке. Это кризис мировоззренческих установок ученыхисчезла материя. Постепенно появились новые теории.

 

Структурные уровни организации материи.

Под структурностью материи понимают внутренне расчлененного материального мира. Выделяем п