"Тартюф" Мольера: проблематика и образы

Реферат - Литература

Другие рефераты по предмету Литература

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



казного, лживого благочестия, всякой неискренности, фальши.

Аналогичную мысль высказывает и следующий исследователь В. М. Мультатули: Своей комедией Мольер пригвоздил к позорному столбу любое лицемерие и, в частности, то, которое использует религиозные догмы и твердит о греховности человека [13:85].

Еще один исследователь-мольерист И. Гликман, говоря о комедии, подчеркивает следующее: Тартюф пьеса большой сатирической емкости и актуальности… Речь в ней шла об основном пороке абсолютистского общества о лицемерии. Лицемерие не просто один из человеческих пороков, но порок, который в XVII веке стал знамением эпохи, сущностью абсолютистской монархии [9:358].

Русский театровед С. С. Мокульский также обращает внимание на тесную связь проблематики пьесы с религией: То обстоятельство, что "Тартюф" направлен против определенной группы клерикалов-реакционеров, нисколько не снимает также вопроса о более глубоком, философском значении комедии. Обличая гнусные приемы Общества святых даров, Мольер тем самым обличал также реакционную роль религии во французской частной и общественной жизни. Не оставляя своей излюбленной темы изображения буржуазной семьи и обличения всех предрассудков, мешающих ее развитию, Мольер связал эту тему с поставленной в "Тартюфе" новой задачей: обличением религиозного лицемерия и ханжества [11:225].

Практическое значение курсовой работы в том, что она может служить основанием, точкой опоры для дальнейших исследований в данной области литературы, в основных вопросах, касающихся комедии Мольера Тартюф.

Курсовая работа включает в себя введение, две главы, состоящие в свою очередь: глава 1 из двух подглав, глава 2 из трех; заключения и списка использованной литературы.

Глава 1

1.1. Борьба за Тартюфа

Ни за одну свою пьесу Мольер не боролся так, как за Тартюфа. Замысел ее начал складываться у Мольера в 1663 году, когда писатель имел немало случаев испытать на себе разнообразные проявления самого дикого ханжества [9:142].

12 мая 1664 года во время придворного празднества (Увеселения волшебного леса) Мольер поставил свою новую трехактную пьесу Тартюф, или Лицемер. Этой комедией он хотел ответить на происки и злобные выпады членов т. наз. Общества святых даров тайной мощной организации, созданной с целью преследования под видом благотворительности и религиозной пропаганды еретиков и вольнодумцев независимо от их социального статуса и положения. Сектанты проникали в богатые дома, следили за их обитателями, подчиняли себе их волю, держа таким образом в жестких рамках религиозной догмы общественное сознание. Пьеса глубоко оскорбила клерикалов и церковников, узревших в ней карикатуру на все духовное сословие. Сам король одобрил Тартюфа, но под давлением церковной верхушки все же запретил его. Одним запретом Общество не удовлетворилось, оно жаждало физического уничтожения писателя, называя его демоном в телесной оболочке, отъявленным безбожником, который задумал и поставил пьесу, чтобы осрамить церковь, показать ее в смешном, презренном и отвратительном виде, за что и заслуживал сожжения на костре [9:150]. Но Мольер был не из тех людей, каких можно было запугать подобными угрозами он решил бороться до конца и добиться разрешения на постановку. В конце августа того же года он написал первое прошение королю, в котором отстаивал право развлекать людей, исправляя их, что соответствовало истинному назначению комедии. Увы, прошение осталось безрезультатным король не хотел портить отношения с клерикальными кругами.

После смерти королевы Анны Австрийской, патронировавшей Общество святых даров, Мольер решил попытать удачу и снова взялся за Тартюфа. Но, здраво оценивая силы противников, он был вынужден слегка исправить пьесу. Прежде всего Тартюфа он переименовал в Панюльфа, затем совлек с Панюльфа духовное одеяние и превратил его в светского человека. Затем он выбросил многие цитаты из Священного писания, всячески смягчил острые места и как следует поработал над финалом [8:133]. В финале обманщик был покаран (в отличие от первого варианта, где он оставался безнаказанным) благодаря вмешательству короля. Людовик XIV, уезжая на войну во Фландрию, дал устное разрешение публично показывать пьесу. 5 августа 1667 года при полном аншлаге состоялась премьера Обманщика. ...Успех был огромный. Но на другой же день в Пале-Рояль явился пристав парижского парламента и вручил господину Мольеру официальное от Гильома де Ламуаньона, первого президента парламента, предписание немедленно прекратить представления "Обманщика" [8:134]. Не собираясь примиряться с подобным положением дел, драматург отправил с друзьями-актерами второе прошение королю, в котором просил о защите от притесняющих его власти и могущества [12:30]. Это прошение также осталось без последствий (хотя монарх пообещал рассмотреть вопрос о постановке после его возвращения в Париж).

Неистовство врагов писателя все возрастало. Архиепископ парижский в своем послании прихожанам запретил представлять, читать или слушать комедию как публично, так и частным образом под угрозой отлучения от церкви. Людовик XIV как первый прихожанин парижской епархии не посмел перечить архиепископу, и Тартюф вновь был погребен на целых полтора года. Только в конце 1668 года, когда установился временный мир между католиками и

s