Цвет и звук в лирике А. Блока

Сочинение - Литература

Другие сочинения по предмету Литература

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



нением звука, внезапно наступившей тишиной, но это только фон, условие рождения новых звуков, необходимых для понимания всего произведения:

Смолкали и говор, и шутки,

Входили, главы обнажив.

Был воздух туманный и жуткий,

В углу раздавался призыв...

I, 359

Звук может также обрамлять сюжет, участвовать в композиционных повторах. В таких стихотворениях, как Жизнь медленная шла, как старая гадалка, таинственно шепча забытые слова, Я вышел в ночь узнать, понять далекий шорох, близкий ропот..., Имя Пушкинского дома в Академии Наук..., тематические повторы, связанные с символикой звука, раскрывают авторский замысел:

звук понятный и знакомый, не пустой для сердца звук;

это звоны ледохода, перекличка парохода с пароходом;

звуков сладость, такой знакомый и родной для сердца звук.

Естественно, что одну из центральных функций в системе звуковых образов выполняет звук человеческого голоса, его оттенки: шепот, стон, крик, пение, плач, болтовня, лепет, смех, бред, бормотанье. Блок выделяет в человеческом голосе дополнительные приметы, необходимые для создания законченной картины, образа: Дивный голос твой, низкий и странный... III, 236; Не пой ты мне и сладостно, и нежно... I, 114; У Вас был голос серебристо-утомленный. Ваша речь была таинственно-проста, I, 280. Но звук человеческого голоса может быть и мучительным, и горестным: Я муки криком не нарушу. Ты слишком хриплым стоном душу бессмертную томишь во мгле!.. Я слышу трудный, хриплый голос... III, 86. Кроме определяющих слов, есть и другие пути углубления звука-образа, например сравнения: И вот, как посол нарастающей бури, пророческий голос ударил в толпу, II, 53; И страстный голос был как звуки рога, II, 307. Гораздо реже встречаем значимые фразы, слова, звучащие сами по себе, без указания, кем они произнесены:

Раздался голос: Ессе homo!, III, 30.

Они почти всегда даны как продолжение звукового аккорда, на звуковом фоне: Только скажет: Прощай. Вернись ко мне, и опять за травой колокольчик звенит.... III, 247; Я шел и слышал быстрый гон коней по грунту легкому. И быстрый топот копыт. Потом внезапный крик: Упал! Упал! кричали на заборе... II, 295. То же и в финале стихотворения В ресторане, где крик Лови! вписан в звуковое обрамление: грянули струны, запели смычки, монисто бренчало, цыганка визжала.

Произнесенной фразе обычно сопутствует уточняющая характеристика голоса шепота, пения, бормотания, хрипа: ...он льстиво шепчет: Вот твой скит... III, 35; звук голоса может быть поэтически использован как ядро антитезы:

Он окрылит и унесет,

И озарит, и отуманит,

И сладко речь его течет,

И каждым звуком сердце ранит.., I, 146

Антитеза возникает также и от противопоставления разных по характеру голосов: Весь город полон голосов мужских крикливых, женских струнных! II, 141. Ситуация контраста, столкновения возникает и тогда, когда голос явно не гармонирует с окружающими звуками, чужд им, чужд общей обстановке:

И далекий лепет, бормотанье,

Конницы тяжелой знамена,

И трубы военной завыванье...

III, 556

Антонимическая схватка разных голосов передает сильные чувства, чаще ненависть:

И если отдаленным эхом

Ко мне дойдет твой вздох люблю,

Я громовым холодным смехом

Тебя, как плетью, опалю!

II, 339

Голос звучит по-разному, в зависимости от того, кому он принадлежит: ...Врывался крик продавщика, II, 312; И голос женщины влюбленный... III, 20; И девочка поет в лесу, III, 199.

Просто слово, само по себе, обладает огромной силой, на которую уповает герой, оно несет в себе раскрепощение, освобождение:

Я жду и трепет объемлет новый,

Все ярче небо, молчанье глуше...

Ночную тайну разрушит слово...

Помилуй, боже, ночные души!

I, 108

Слова это и люди, их произнесшие (Шипят пергаментные речи, II, 180), и огромный мир страстен и порывов (Чую дыхание страстное, прежние слышу слова, I, 38).

В создании художественного образа, в построении сюжета, в раскрытии авторского мироощущения и отношения к объекту большую роль у Блока играет использование символики звуков и тишины, иногда контрастное сталкивание их. Блок жил в мире звуков, через них воспринимая жизнь и людей и ими выражая свое отношение к людям, к действительности, свое личное я. Блока можно было бы назвать коллекционером звуков бытия. Одна из современниц Блока, сотрудница Пушкинского дома в пору его создания, рассказывает о вечере памяти Блока, на котором Вл. Пяст говорил: Очень интересно замечание Блока об аэроплане, которым он, как и все мы в 1911 г., увлекался. Блок сказал, что аэроплан внес в мир новый звук, не существовавший в нем до XX века, звук пропеллера.

Звук как самодовлеющая величина (в сфере поэтической фонетики) бывает вестником каких-то важных событий, он порождает в лирическом герое предчувствие чего-то рокового, неизбежного: жизни, смерти, любви. Так, предвестником великих событий звучит колокольный звон во вступлении к циклу Стихов о Прекрасной Даме: Все колокольные звоны гудят, I, 74. Обычно звук колокола предшествует началу действия, является своего рода завязкой в сюжетных стихотворениях: В церкви ударил колокол. Распахнулись форточки, и внизу стал слышен торопливый бег. Но, вступив зачином, звук не умирает, он создает тревожный звуковой фон, в который вкрапляются и другие звуки: Бился колокол. Гудели крики, лай и ржанье, II, 140. З

s